Главное меню

Форма входа

ПРАВИЛА организации и проведения аттестации педагогических работников

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением министерства образования и науки

Хабаровского края

от «20» августа 2012 № 1894

 

ПРАВИЛА

организации и проведения аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений
Хабаровского края
на 2012 – 2013 учебный год

 

1.      Общие положения

1.1. Правила организации и проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Хабаровского края на 2012 – 2013 учебный год (далее – Правила) разработаны в развитие:

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 21 июня 2012 г. № 19 «Об утверждении административного регламента исполнения министерством образования и науки Хабаровского края государственной функции «Аттестация педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности»;

- приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 26 июня 2012 г. № 21 «Об утверждении административного регламента предоставления министерством образования и науки Хабаровского края государственной услуги «Аттестация педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений на установление соответствия квалификационным категориям (высшей или первой)»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

1.2. Настоящие Правила определяют организационно-территориальную схему организации и проведения аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.

1.3. Финансирование аттестационных мероприятий, в том числе финансирование оплаты труда экспертов, осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Нормативы трудозатрат для определения стоимости труда экспертов устанавливаются приказом министерства образования и науки Хабаровского края.

1.4. Срок действия настоящих Правил – 1 год (с 01 сентября 2012 г. по 01 сентября 2013 г.).

1.5. Действие Правил распространяется на педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении: министерства образования и науки Хабаровского края (далее – Министерство), министерства культуры Хабаровского края, министерства здравоохранения Хабаровского края, комитета по спорту Правительства Хабаровского края, органов местного самоуправления.

1.6. Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, а также аттестация в целях установления педагогическим работникам квалификационной категории (первой или высшей) проводится не реже, чем один раз в пять лет.

1.7. Возможна досрочная аттестация педагогических работников в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей).

1.7.1. Досрочно имеют возможность пройти аттестацию на первую квалификационную категорию педагогические работники  уровень квалификации которых соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

В случае, если ранее неаттестованный педагогический работник, аттестовался на первую квалификационную категорию, аттестация в целях установления соответствия занимаемой должности не требуется.

1.7.2. Повысить имеющуюся первую квалификационную категорию на высшую педагогические работники могут при соблюдении следующих условий:

- уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории;

- первая квалификационная категория установлена не менее двух лет назад.

 В случае досрочной аттестации на высшую квалификационную категорию педагогический работник представляет результаты и достижения за межаттестационный период, то есть за период начиная с даты принятия решения в отношении предыдущей аттестации.

 

2.      Требования, предъявляемые к аттестуемым
педагогическим работникам

2.1. Для прохождения аттестации педагогический работник должен:

- осуществлять свою профессиональную деятельность на педагогической(их) должности(ях), входящей(их) в перечень педагогических должностей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 г. № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

- реализовывать одну из следующих программ: основная образовательная программа дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального или среднего профессионального образования, дополнительная образовательная программа;

- осуществлять свою профессиональную деятельность в краевом государственном или муниципальном образовательном учреждении.

2.2. К педагогическим работникам, аттестующимся с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, предъявляются требования, установленные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»),утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н.

2.3. Педагогические работники, аттестующиеся с целью подтверждения соответствия  занимаемым ими должностям, проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет по соответствующему направлению: для педагогов дополнительного образования, концертмейстеров образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства культуры края, и учителей начальной школы, в объеме не менее 72 часов, для остальных педагогических работников – не менее 108 часов.

Если педагогический работник получает высшее профессиональное образование педагогического профиля, то он освобождается от необходимости прохождения курсов повышения квалификации на период обучения.

2.4. К педагогическим работникам, аттестующимся на квалификационные категории (первую или высшую), предъявляется требования, указанные в пунктах 30, 31 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209.

 

3. Участие первичной профсоюзной организации

в работе аттестационной комиссии Министерства

3.1. В целях защиты прав педагогических работников, являющихся членами профсоюза, аттестующихся с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке принимает участие представитель выборного органа первичной профсоюзной организации образовательного учреждения.

3.2. Основанием для представления в аттестационной комиссии интересов педагогического работника, аттестующегося с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, является выписка из решения выборного коллегиального органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения.

3.3. В случае если представительство первичной профсоюзной организации в работе аттестационной комиссии по уважительным причинам обеспечить затруднительно, первичная профсоюзная организация вправе решением своего выборного коллегиального органа делегировать представлять ее интересы представителю вышестоящего профсоюзного органа, в структуру которого она входит.

3.4. Аттестационная комиссия уведомляет представителя первичной профсоюзной организации или уполномоченного представителя вышестоящей организации о дате, времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии.

3.5. В случае если педагогический работник, аттестующийся с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, не является членом профсоюза, участие в работе аттестационной комиссии представителя выборного органа профсоюзной организации не требуется.

 

4. Модель аттестации педагогических работников

4.1. Организационно-функциональная структура модели аттестации педагогических работников

4.1.1. Мероприятия, связанные с организацией и проведением  аттестации педагогических работников, осуществляют следующие структуры:

- Министерство в лице отдела аттестации и повышения квалификации;

- аттестационная комиссия Министерства;

- экспертные группы при аттестационной комиссии Министерства;

- Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»;

- Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный  центр оценки качества образования»;

- муниципальные координаторы;

- работодатель (руководитель краевого государственного образовательного учреждения, руководитель муниципального образовательного учреждения).

4.1.2. Министерство в лице отдела аттестации и повышения квалификации (далее – Отдел) осуществляет полномочия субъекта Российской Федерации по организации и проведению аттестации педагогических работников  на территории Хабаровского края.

Для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации по аттестации специалист Отдела:

- осуществляет контроль качества организации и проведения всех аттестационных процедур;

- осуществляет подготовку нормативных документов, статистических и аналитических материалов;

- проводит мониторинг состояния и качества аттестации педагогических работников, выявляет динамику изменений;

- проводит анализ и планирование текущей и перспективной работы по вопросам аттестации;

- выполняет функции секретаря аттестационной комиссии Министерства;

- осуществляет совместную деятельность с Краевым государственным бюджетным образовательным учреждением  дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский институт развития образования» и Краевым государственным бюджетным учреждением «Региональный  центр оценки качества образования» по вопросам, входящим в его компетенцию;

- консультирует заявителей по вопросам аттестации;

- организует и проводит семинары-совещания, круглые столы и другие мероприятия, направленные на повышение качества аттестации педагогических работников.

4.1.3. Аттестационная комиссия Министерства (далее – аттестационная комиссия) выполняет следующие функции:

- принимает решения по итогам прохождения педагогическим работником аттестационных процедур;

- рассматривает и согласовывает вопросы, связанные с нормативным правовым, научно-методическим и организационно-технологическим обеспечением аттестации;

- подводит итоги аттестационного периода.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается ежегодно распоряжением Министерства.

Деятельность аттестационной комиссии регулируется Положением об аттестационной комиссии министерства образования и науки Хабаровского края.

4.1.4. Экспертные группы при аттестационной комиссии (далее – экспертные группы) выполняют следующие функции:

- осуществляют всестороннюю экспертизу представленных на аттестацию документов и материалов педагогических работников;

- оформляют результаты экспертизы уровня квалификации и профессиональной деятельности педагогического работника.

Персональный состав экспертных групп утверждается ежегодно распоряжением Министерства.

Деятельность экспертных групп регулируется Положением об экспертных группах при аттестационной комиссии министерства образования и науки Хабаровского края.

4.1.5. Аттестационная комиссия и экспертные группы формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять  на принимаемые аттестационной комиссией решения. 

4.1.6. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее – ХК ИРО) обеспечивает научно-методическую поддержку аттестационных процедур.

Для реализации своих полномочий ХК ИРО:

- принимает участие в семинарах-совещаниях, проводимых Министерством;

- проводит:

консультации для всех заинтересованных лиц в рамках своей компетенции;

обучение экспертов;

- разрабатывает:

критерии и показатели оценки результатов деятельности педагогических работников с целью аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей);

требования и рекомендации по подготовке представления работодателя на педагогического работника;

требования и рекомендации по подготовке и экспертизе портфолио;

критерии и показатели оценки письменного квалификационного испытания на соответствие должности в форме написания конспекта урока (занятия);

программы и тестовые материалы для проведения квалификационных испытаний и экзаменов для каждой педагогической должности.

4.1.7. Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный  центр оценки качества образования» (далее – РЦОКО) осуществляет организационно-технологическое сопровождение аттестационных процедур.

Для реализации своих полномочий РЦОКО:

- осуществляет консультирование педагогических работников и иных заинтересованных лиц в рамках своей компетенции;

- организует прием и регистрацию аттестационных документов;

- организует и проводит письменные квалификационные испытания и квалификационные экзамены;

- организует проверку квалификационных работ (письменных квалификационных испытаний и квалификационных экзаменов);

- организует проведение экспертизы материалов аттестуемых работников;

- готовит проекты приложений к протоколам заседаний аттестационной комиссии, проекты распоряжений по итогам заседаний аттестационной комиссии и оформляет аттестационные листы;

- готовит аналитические материалы по итогам проведения квалификационных испытаний, квалификационных экзаменов и экспертизы портфолио.

4.1.8. Муниципальные координаторы в ходе организации и проведения аттестации:

- координируют деятельность по организации аттестации в муниципальном образовании (городском округе);

- организуют своевременное направление и получение аттестационных документов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным видам документов;

- формируют банк данных аттестующихся педагогических работников;

- проводят анализ итогов аттестации в муниципальном образовании (городском округе);

осуществляют консультирование по вопросам аттестации в рамках своей компетенции.

Персональный состав муниципальных координаторов формируется из кандидатур, предложенных органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и утверждается ежегодно распоряжением Министерства.

4.1.9. При проведении аттестации Министерство осуществляет взаимодействие с:

- Министерством образования и науки Российской Федерации;

- министерством культуры Хабаровского края;

- министерством здравоохранения Хабаровского края;

- комитетом по спорту Правительства Хабаровского края;

- Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки;

- органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

- краевыми государственными образовательными учреждениями общего образования, начального и среднего профессионального образования  и муниципальными образовательными учреждениями.

4.2. В краевой модели аттестации педагогических работников выделяются три периода: межаттестационный, подготовительный и аттестационный.

4.3. Содержание межаттестационного периода

Межаттестационный период – это период между предыдущей и последующей аттестациями педагогического работника, составляющий не более пяти лет.

В межаттестационный период основной задачей администрации образовательного учреждения, методических служб и педагогического работника является подготовка педагогического работника к прохождению аттестационных процедур.

4.3.1. Администрация образовательного учреждения в межаттестационный период:

- обеспечивает подготовку к аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;

- организует и контролирует деятельность педагогических работников по реализации рекомендаций, данных им в ходе предыдущей аттестации, предоставляет в Министерство информацию о выполнении рекомендаций не позднее одного года с момента аттестации педагогического работника;

- оказывает помощь педагогическим работникам в подготовке к аттестации;

- создает условия для повышения квалификации педагогических работников.

4.3.2. Методические службы обеспечивают педагогическому работнику научно-методическую поддержку, которая заключается в:

- изучении потребности в повышении профессиональной компетентности;

- оказании помощи в выявлении и формулировании затруднений профессионально-значимых компетентностей и его потенциальных возможностей;

- создании условий для развития мотивации к профессиональному росту;

- оказании помощи в разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития;

- оказании помощи в разработке персонифицированной учебной программы повышения квалификации;

- консультировании по подготовке к квалификационным испытаниям или квалификационным экзаменам;

- информировании по вопросам аттестации;

- создании условий для повышения квалификации.

4.3.3. Педагогический работник:

- разрабатывает и реализует индивидуальную программу непрерывного повышения уровня своей квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста;

- обеспечивает повышение эффективности и качества профессиональной деятельности;

- реализует рекомендации, данные аттестационной комиссией в ходе прохождения аттестационных процедур;

- проходит квалификационное испытание или квалификационный экзамен[1];

- собирает информацию и подтверждающие материалы о результатах своей педагогической деятельности.

4.4. Содержание подготовительного периода.

Основной задачей подготовительного периода является организация и проведение ряда мероприятий, предваряющих аттестационный период.

Сроки подготовительного периода для каждого педагогического работника являются индивидуальными.

4.4.1. Для организации аттестационных процедур с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям ежегодно, в период с 01 апреля по 31 мая в аттестационную комиссию руководителем краевого государственного образовательного учреждения или муниципальным координатором, в котором работает педагогический работник, направляется заявка работодателя по адресу РЦОКО: г. Хабаровск, пер. Зеленоборский 14 «а».

Заявка работодателя с прилагаемыми формой № 1 («Список педагогических работников на прохождение квалификационного испытания») и формой № 2 («Список педагогических работников на аттестацию, с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям») оформляется в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.

4.4.2. Для прохождения квалификационных экзаменов с целью аттестации на квалификационную категорию (первую или высшую) педагогическим работникам рекомендуется ежегодно, в период с 01 апреля по 31 мая в аттестационную комиссию направлять заявления на прохождение квалификационного экзамена, подготовленное в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам по адресу РЦОКО: г. Хабаровск, пер. Зеленоборский 14 «а».

4.4.3. На основании поступивших заявок работодателей и заявлений педагогических работников на прохождение квалификационного экзамена специалист РЦОКО в период с 01 по 30 июня формирует и ежемесячно корректирует график прохождения квалификационных испытаний (экзаменов) (далее – график испытаний (экзаменов)).

4.4.4. Для прохождения аттестации с целью установления квалификационной категории (первой или высшей), педагогическому работнику не позднее 3-х месяцев до окончания срока действия предыдущей аттестации направлять заявление, подготовленное в соответствии с приложением № 3 к настоящим Правилам.

С целью оптимизации прохождения процедуры аттестации рекомендуется педагогическому работнику в срок с 01 апреля по 30 июня направить заявление, подготовленное в соответствии с приложением № 3 в аттестационную комиссию по адресу РЦОКО: г. Хабаровск, пер. Зеленоборский 14 «а».

В случае если заявление было подано без учета сроков предыдущей аттестации, комиссия ответственности за разрыв сроков аттестации не несет.

Заявление педагогические работники могут направить в аттестационную комиссию в адрес РЦОКО: г. Хабаровск, пер. Зеленоборский 14 «а» через руководителя образовательного учреждения, муниципального координатора, почтовой связью, либо представить лично.

4.4.5. На основании поступивших заявок работодателей и заявлений педагогических работников на прохождение аттестации специалист РЦОКО в период с 01 по 10 сентября формирует и ежемесячно корректирует списки аттестующихся педагогических работников для рассмотрения на заседаниях аттестационной комиссией.

4.4.6. Информация об аттестующихся педагогических работниках, включенных в график заседаний аттестационной комиссии, ежемесячно, за 30 календарных дней до даты заседания комиссии выставляется для свободного доступа на официальный сайт Министерства и РЦОКО.

4.4.7. Для организации и проведения аттестационных процедур ежегодно до 01 августа формируются и утверждаются распоряжением Министерства:

- состав аттестационной комиссии;

- состав экспертных групп;

- график заседаний аттестационной комиссии;

- среднекраевые показатели освоения обучающимися общеобразовательных программ.

4.5. Содержание аттестационного периода включает в себя выполнение следующих аттестационных процедур (действий):

- прием и регистрация аттестационных документов;

- проведение экспертизы уровня квалификации аттестующихся педагогических работников (далее – аттестационная экспертиза);

- рассмотрение аттестационных документов и принятие решения аттестационной комиссией;

- оформление и выдача результатов аттестации.

4.6. Сроки проведения аттестационных процедур.

4.6.1. Аттестация педагогических работников проводится в течение календарного года.

4.6.2. Продолжительность аттестационного периода для педагогических работников, аттестующихся с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), не должна превышать двух месяцев. 

В случае если квалификационный экзамен педагогическим работником, аттестующимся на квалификационную категорию, пройден до направления аттестационных документов в аттестационную комиссию, сроки его прохождения в аттестационный период не включаются.

4.6.3. Заседания аттестационной комиссии проводятся согласно графику в третьей декаде каждого месяца.

4.6.4. Экспертиза аттестационных документов и материалов осуществляется согласно графику в первой и  второй декадах каждого месяца.

 

5. Организация и проведение аттестационных процедур

5.1. Прохождение квалификационного испытания и квалификационного экзамена.

5.1.1. Основанием для прохождения педагогическими работниками квалификационных испытаний (экзаменов) являются заявки работодателей и заявления педагогических работников, на основании которых формируется график проведения испытаний (экзаменов). 

5.1.2. График испытаний (экзаменов) утверждается председателем, либо сопредседателем аттестационной комиссии.

5.1.3. График испытаний (экзаменов) в срок не позднее 40 календарных дней до даты проведения квалификационного испытания (экзамена):

- выставляется на официальных сайтах Министерства в разделе «Аттестация педкадров» и РЦОКО;

- направляется  муниципальному координатору или руководителю краевого государственного образовательного учреждения по электронной почте.

5.1.4. Информация о дате, месте и времени проведения квалификационного испытания или квалификационного экзамена письменно доводится работодателем до сведения педагогического работника не позднее, чем за месяц до проведения.

5.1.5. Педагогический работник должен пройти квалификационное испытание или квалификационный экзамен в срок не позднее 50 календарных дней до планируемой даты принятия решения аттестационной комиссией, определенной графиком ее заседаний.

5.1.6. Квалификационное испытание (экзамен) проводятся по проблемам, связанным с осуществлением педагогическим работником профессиональной деятельности по занимаемой должности.

5.1.7. Квалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в форме составления конспекта урока (учебного занятия) или тестирования.

5.1.8. Квалификационный экзамен для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), проводится в форме тестирования.

5.1.9. Для педагогических работников по должности «мастер производственного обучения», «преподаватель специальных дисциплин» в качестве квалификационного испытания (экзамена) засчитываются результаты стажировки.

5.1.10. Продолжительность квалификационного испытания и квалификационного экзамена – 120 минут.

5.1.11. Критерием, на основании которого принимается положительное решение о прохождении квалификационного испытания на соответствие должности, является получение педагогическим работником не менее 60 % от максимально возможной суммы баллов.

5.1.12. Критерием, на основании которого принимается положительное решение о прохождении квалификационного экзамена, является получение педагогическим работником:

- на первую квалификационную категорию – не менее 60 % от максимально возможной суммы баллов;

- на высшую квалификационную категорию – не менее 80 % от максимально возможной суммы баллов.

5.1.13. В случае если результаты оценки квалификационного испытания или квалификационного экзамена ниже уровня, определенного пунктами 5.1.11 и 5.1.12 настоящих Правил, испытание (экзамен) считаются не пройденными.

5.1.14. Результаты квалификационного экзамена могут быть засчитаны педагогу при аттестации на соответствие занимаемой должности, как квалификационное испытание, по его личному заявлению.

5.1.15. Результаты аттестационной процедуры фиксируются в протоколах прохождения квалификационных испытаний и квалификационных экзаменов.

5.1.16. Результатом прохождения данной аттестационной процедуры является:

- в случае принятия положительного решения – выдача удостоверения о прохождении квалификационного испытания или квалификационного экзамена;

- в случае принятия отрицательного решения – выдача уведомления о неудовлетворительных результатах квалификационного испытания или квалификационного экзамена.

5.1.17. Удостоверения о прохождении квалификационного испытания,  квалификационного экзамена действительны в течение одного календарного года.

5.1.18. В случае неудовлетворительных результатов квалификационного испытания, квалификационного экзамена аттестующийся педагогический работник имеет право на повторное прохождение квалификационного испытания, квалификационного экзамена не ранее, чем через полгода.

5.2. Требования к приему и регистрации документов для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

5.2.1. Документы, требуемые для аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, необходимо предоставить пакет документов, который включает в себя:

- заявку работодателя,

- представление работодателя, оформленное в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам, с прилагаемыми документами:

- заявление педагогического работника на предоставление дополнительной информации, необходимой для аттестации (форма № 1 к представлению работодателя);

- копию(и) документа(ов) об образовании;

- выписку из трудовой книжки или приказа образовательного учреждения о назначении аттестуемого педагогического работника на должность, заверенная кадровой службой (работодателем) образовательного учреждения с указанием полного наименования образовательного учреждения в соответствии с уставом;

- копию(и) документа(ов) об окончании педагогическим работником курсов повышения квалификации или о прохождении профессиональной переподготовки;

- копию удостоверения о прохождении педагогическим работником квалификационного испытания;

- проект аттестационного листа, оформленный в соответствии с приложением № 5 к настоящим Правилам, в электронном виде;

- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;

- акт об отказе – в случае отказа педагогического работника от ознакомления и (или) подписания представления работодателя.

5.2.2. Пакет документов направляется в аттестационную комиссию не позднее 30 календарных дней до даты заседания аттестационной комиссии, в соответствии с графиком ее работы, по адресу РЦОКО: г. Хабаровск, пер. Зеленоборский 14 «а».

5.2.3. В случае направления документов почтовой связью аттестационная комиссия ответственности за неполучение либо получение документов не в полном объеме ответственности не несет.

5.2.4. Поступившие документы на аттестуемого регистрируются в базе данных приема документов.

В случае выявления некачественного оформления документов, неточного, неполного, неправильного заполнения документов, отсутствия каких-либо документов специалист РЦОКО делает соответствующую отметку в журнале приема документов. Данную информацию, поясняя содержание выявленных недостатков, специалист РЦОКО доводит телефонограммой до сведения муниципального координатора или руководителя краевого государственного учреждения в срок не позднее пяти календарных дней со дня регистрации документов.

При этом рассмотрение аттестационных документов переносится на следующее заседание аттестационной комиссии.

5.2.5. На основании зарегистрированных документов специалист  РЦОКО осуществляет подготовку проекта приложения к протоколу заседания аттестационной комиссии (на бумажном и электронном носителях) и  направляет в адрес секретаря аттестационной комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания аттестационной комиссии.

5.3. Требования к приему, регистрации документов и материалов, проведения экспертизы для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей).

5.3.1. Пакет документов и материалов, требуемый для аттестации с целью установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей):

- заявление на прохождение аттестации для установления первой (высшей) квалификационной категории в соответствии с приложением № 3 к настоящим Правилам;

- копия удостоверения о прохождении квалификационного экзамена;

- портфолио оформленное в соответствии с приложением № 6 к настоящим Правилам;

- проект аттестационного листа на электронном носителе в соответствии с приложением № 7 к настоящим Правилам;

- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;

- выписка из трудовой книжки или приказа образовательного учреждения о назначении аттестуемого педагогического работника на должность, заверенная кадровой службой (работодателем) образовательного учреждения с указанием полного наименования образовательного учреждения в соответствии с уставом.

5.3.2. Общие требования к качеству подготовки документов:

- документы должны быть подготовлены согласно требованиям, указанным в соответствующих приложениях и формах;

- не допускается наличие исправлений, подчисток, зачеркиваний;

- копии документов и материалов портфолио должны быть заверены работодателем.

5.3.3. Пакет документов и материалов портфолио представляется в аттестационную комиссию по адресу РЦОКО: г. Хабаровск, пер. Зеленоборский 14 «а» в срок не позднее 30 календарных дней до заседания аттестационной комиссии.

5.3.4. Педагогический работник вправе представить пакет документов и материалов портфолио в аттестационную комиссию лично, направить его по почте, через работодателя либо муниципального координатора.

В случае направления документов и материалов почтовой связью аттестационная комиссия не несет ответственности за неполучение либо получение документов не в полном объеме.

5.3.5. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком аттестации и с учетом срока окончания ранее установленной квалификационной категории (в случае, если ранее педагогический работник был аттестован). 

5.3.6. Информация о включении аттестуемого педагогического работника в график аттестации в течение 30 календарных дней размещается на официальном сайте Министерства.

- график аттестации направляется работодателю педагогического работника краевого государственного образовательного учреждения или муниципальному координатору в письменной форме за подписью ответственного секретаря аттестационной комиссии

5.3.7. Поступившие документы подвергаются аттестационной экспертизе: технической и содержательной.

5.3.8. Техническая экспертиза проводится специалистом РЦОКО в течение не более трех рабочих дней со дня поступления аттестационных документов.

Результатом положительной технической экспертизы является передача документов и материалов на содержательную экспертизу.

Результатом отрицательной технической экспертизы являются действия специалиста РЦОКО в соответствии с п. 5.2.4 данных Правил.

5.3.9. Предметом содержательной экспертизы результатов профессиональной деятельности  педагогического работника является портфолио работника.

Экспертиза проводится согласно утвержденным критериям и показателям оценки профессиональной деятельности педагогического работника для установления соответствия первой и высшей квалификационным категориям.

Результаты экспертизы портфолио оцениваются в баллах. Портфолио анализируют два эксперта независимо друг от друга. Экспертные оценки заносятся в экспертный лист и экспертное заключение. 

В случае если разница между экспертными оценками портфолио превышает 10 % от максимально полученной суммы баллов, документы анализируются и оцениваются руководителем экспертной группы.

5.3.10. По итогам проведения содержательной экспертизы:

1) руководитель экспертной группы оформляет экспертное заключение на основании экспертных листов независимой экспертизы;

2) специалист РЦОКО:

- осуществляет подготовку информацию по итогам проведения содержательной экспертизы документов для включения в проект протокола заседания аттестационной комиссии (на бумажном и электронном носителях);

- направляет экспертное заключение и информацию по итогам проведения содержательной экспертизы документов в адрес ответственного секретаря аттестационной комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания аттестационной комиссии.

5.4. Рассмотрение аттестационных документов и принятие решения аттестационной комиссией

5.4.1. Рассмотрение аттестационных документов и принятие решения по каждому аттестуемому педагогическому работнику по окончании аттестационных процедур осуществляется на заседании аттестационной комиссии в соответствии с графиком ее работы.

5.4.2. Информация о дате, месте и времени проведения заседания аттестационной комиссии работодателем письменно доводится до сведения педагогического работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за месяц до его проведения.

5.4.3. Результаты экспертизы уровня квалификации и профессиональной деятельности педагогического работника на аттестационной комиссии представляет руководитель экспертной группы.

5.4.4. Результатом аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является принятие аттестационной комиссией одного из решений:

- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

5.4.5. Результатом аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации квалификационной категории (первой или высшей) является принятие аттестационной комиссией одного из решений:

- уровень квалификации (указывается должность работника) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

- уровень квалификации (указывается должность работника) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

5.4.6. Решение аттестационной комиссии  фиксируется в протоколе заседания аттестационной комиссии.

5.4.7. Решения аттестационной комиссии вступают в силу со дня подписания протокола председателем аттестационной комиссии (сопредседателем аттестационной комиссии) ответственным секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

5.4.8. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

5.4.9. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии решение принимается в пользу педагогического работника.

5.4.10. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании по своей кандидатуре не участвует.

5.4.11. Педагогический работник имеет право лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание без уважительной причины аттестационная комиссия рассматривает документы аттестуемого и принимает решение об его аттестации в его отсутствие.

5.4.12. Результаты аттестации педагогического работника, присутствующего непосредственно на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования в устной форме.

5.5. Оформление и выдача результатов аттестации

5.5.1. Решение аттестационной комиссии, зафиксированное в протоколе, утверждается распоряжением Министерства. 

5.5.2. Подготовка и утверждение распоряжения Министерства осуществляются в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня проведения заседания аттестационной комиссии.

5.5.3. Копия распоряжения Министерства направляется руководителю краевого государственного образовательного учреждения или муниципальному координатору в срок, не превышающий пяти календарных дней после его утверждения, на бумажных носителях.

5.5.4. По результатам аттестации педагогического работника в срок, не превышающий 25 календарных дней со дня принятия решения аттестационной комиссией, оформляются аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства.

5.5.5. В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости заносятся рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

5.5.6. В срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения руководитель краевого государственного образовательного учреждения  или муниципальный координатор обязаны получить аттестационный лист и выписку из распоряжения Министерства.

5.5.7. Работодатель в течение 3-х календарных дней со дня поступления аттестационного листа и выписки из распоряжения Министерства знакомит с ними педагогического работника под роспись с указанием даты ознакомления. 

5.5.8. Аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства хранятся в личном деле работника, а копия аттестационного листа, заверенная работодателем, выдается педагогическому работнику на руки.

5.5.9. В случае если педагогический работник, имевший первую квалификационную категорию, подавал заявление на высшую квалификационную категорию и в ходе аттестации уровень его квалификации был признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории:

- за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока её действия;

- он имеет право подать заявление на аттестацию с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

5.5.10. В случае если в ходе экспертизы уровень квалификации педагогического работника, подавшего заявление на аттестацию на первую квалификационную категорию, оказался выше требований, предъявляемых к первой квалификационной категории, по ходатайству экспертной группы ему может быть присвоена высшая квалификационная категория.

5.6. Исправление допущенных опечаток и ошибок в документах, выданных в результате проведения аттестационных процедур

5.6.1. В случае наличия в документах, выданных в результате проведения аттестационных процедур, опечаток и ошибок, они подлежат исправлению: в распоряжение Министерства вносятся изменения, аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства подлежат замене.

Основанием для внесения исправлений является поступление от педагогического работника или работодателя заявления с указанием имеющихся в выданных документах опечаток или ошибок, оформленное письменно в свободной форме и оригиналов документов, в которых допущены опечатки и ошибки.

5.6.2. Секретарь аттестационной комиссии на основании поступившего заявления вносит изменения в распоряжение Министерства по итогам заседания аттестационной комиссии и оформляет педагогическому работнику новые документы: выписку из распоряжения Министерства и аттестационный лист.

5.6.3. Распоряжение, аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства  оформляются в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня поступления заявления педагогического работника или работодателя.

5.6.4. Аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства направляются работодателю педагогического работника или выдаются лично педагогическому работнику в срок не позднее пяти календарных дней с даты их повторной выписки.

 

6. Основания для отказа в приеме документов,  перенесения сроков рассмотрения документов, продления сроков  аттестационного периода,  для прекращения  проведения аттестации, или продления действия квалификационных категорий

6.1. Заявителю (работодателю, педагогическому работнику) может быть отказано в приеме документов на прохождение аттестации в следующих случаях:

- подача заявления о проведении аттестации для установления высшей квалификационной категории педагогическим работником, имеющим первую квалификационную категорию сроком менее 2-х лет;

- подача заявления о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагогическим работником, не имеющим первой квалификационной категории по занимаемой должности;

- подачи заявки работодателя для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности в случае, если педагогический работник в данной должности проработал менее 2-х лет.

6.2. Сроки рассмотрения документов аттестующегося  педагогического работника аттестационной комиссией могут быть перенесены на один месяц (на следующее заседание аттестационной комиссии) в следующих случаях:

- предоставления неполного перечня требуемых документов;

-  ненадлежащего оформления требуемых документов (при этом заявитель предоставляет недостающие документы и сведения, либо  сведения уточняющего характера); 

- несвоевременной подачи документов.

В случае перенесения сроков рассмотрения документов  по вышеуказанным причинам действие установленной ранее квалификационной категории (первой или высшей) не продляется.

6.3. Сроки аттестационного периода педагогическому работнику могут быть продлены аттестационной комиссией в случаях временной нетрудоспособности (менее 3-х месяцев до окончания срока предыдущей аттестации) педагогического работника в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам.

Основанием для продления сроков аттестационного периода является письменное заявление педагогического работника, подготовленное в соответствии с приложением № 8 к настоящим Правилам и согласованное с работодателем.

Продление сроков аттестационного периода не влечет за собой продления действия ранее установленной категории.

6.4. Педагогический работник, аттестующийся в целях установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), вправе отозвать заявление на любом этапе аттестационного периода, но не позднее пяти календарных дней до заседания аттестационной комиссии.

Основанием для прекращения аттестационной комиссией проведения аттестации является  заявление педагогического работника, подготовленное  в соответствии с приложением № 9 к настоящим Правилам.

6.5. Педагогическому работнику по решению аттестационной комиссии срок действия имеющейся квалификационной категории может быть продлен до одного года в следующих случаях:

- временная нетрудоспособность (в течение 3-х и более  месяцев до окончания срока предыдущей аттестации);

- нахождение в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до трех лет (продляется на один год после выхода из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет);

- переход в другое образовательное учреждение в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидации, реорганизации образовательного учреждения (в случае, если меняется тип образовательного учреждения), а также иные организационно-штатные мероприятия, препятствующие прохождению аттестации;

- возобновление педагогической деятельности после ее прекращения, в связи с выходом на пенсию по старости, при наличии в образовательном учреждении вакансии по соответствующей педагогической должности в течение одного года в случае, если срок действия квалификационной категории прекратился в период перерыва в педагогической деятельности;

- истечение срока действия квалификационной категории педагогического работника, которому до назначения трудовой пенсии по старости осталось менее одного года. В случае дальнейшего продолжения трудовой деятельности педагогический работник аттестуется на общих основаниях[2];

- истечение срока действия квалификационной категории педагогического работника, имеющего трудовую пенсию по старости, трудовой договор с которым будет расторгнут до 31 августа текущего года. В случае продолжения трудовой деятельности с 01 сентября текущего года педагогический работник проходит аттестацию на общих основаниях[3];

- нахождение в длительном отпуске сроком до одного года (после 10 лет непрерывной педагогической работы)  в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Основанием для продления срока действия квалификационной категории (первой или высшей) является  заявление педагогического работника, подготовленное в соответствии с приложением № 10 к настоящим Правилам и документ(ы) подтверждающий(ие) указанное основание (аттестационный лист о предыдущей аттестации, выписка из приказа о выходе из предоставляемом отпуске по беременности и родам, выписка из приказа о сокращении численности или штата работников, и т.д.).

6.6. Заявления  педагогических работников направляются в аттестационную комиссию через работодателя, муниципального координатора либо представляются лично.

 

7. Основания для освобождения от аттестационных процедур, учета
условий оплаты труда при совмещении педагогических должностей
или переходе с одной педагогической должности на другую.

7.1. Основаниями для освобождения от аттестационных процедур педагогических работников, подавших заявления на подтверждение имеющейся квалификационной категории (первой или высшей) до истечения срока ее действия, являются:

- победа в межаттестационный период в краевом или заключительном этапах Всероссийских конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Учитель года – победитель ПНПО», «Учитель родного языка», «Мастер года», «Преподаватель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года», «Сердце отдаю детям» «Самый классный классный»;

- победа в межаттестационный период в краевом конкурсе среди преподавателей образовательных учреждений, подведомственных министерству культуры края, «Лучшая преподавательская работа года», в Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств»;

- победа в межаттестационный период в этапах всероссийских конкурсов (не ниже краевого) по направлениям отрасли физическая культура и спорт;

- награждение в межаттестационный период ведомственными (отраслевыми) наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации

- присвоение в межаттестационный период почетных званий Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации;

- награждение в межаттестационный период государственными наградами Правительства Российской Федерации;

- награждение в межаттестационный период наградами Правительства Хабаровского края (памятный знак Правительства Хабаровского края «За заслуги в развитии образования», почетный знак Правительства Хабаровского края «За заслуги» им. Н.Н. Муравьёва-Амурского, премия Губернатора Хабаровского края в области профессионального образования для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и преподавателей учреждений среднего и начального профессионального образования Хабаровского края, памятный знак Правительства Хабаровского края «За особые заслуги в области культуры», Почетная грамота Губернатора Хабаровского края, Благодарность Губернатора Хабаровского края);

- присвоение в межаттестационный период почетного спортивного звания «Заслуженный тренер России»;

- победа в межаттестационный период в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Для освобождения от прохождения аттестационных процедур педагогический  работник представляет следующие документы:

- заявление на прохождение аттестации;

- выписку из трудовой книжки или приказа образовательного учреждения о назначении аттестуемого педагогического работника на должность, заверенную кадровой службой (работодателем) образовательного учреждения с указанием полного наименования образовательного учреждения в соответствии с уставом;

- копию аттестационного листа предыдущей аттестации;

- документ, подтверждающий основание для освобождения от аттестационных процедур, заверенный работодателем;

- аттестационный лист на электронном носителе.

7.2. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209, учитываются в течение срока их действия в следующих случаях:

- при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины);

- при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория;

- при установлении уровня оплаты труда на должностях, по которым  применяется наименование «старший» (старший воспитатель – воспитатель,  старший педагог дополнительного образования – педагог дополнительного образования,  старший тренер-преподаватель – тренер-преподаватель, старший методист – методист, старший инструктор-методист – инструктор-методист) независимо от того, по какой конкретно должности установлена квалификационная категория.

7.3. При переходе аттестованного на квалификационную категорию (первую или высшую) педагогического работника с одной должности на другую, по которым совпадают профили работы или совмещении педагогических должностей,условия оплаты труда устанавливаются в соответствии с Положением об оплате труда педагогических работников образовательного учреждения и коллективным трудовым договором учреждения.

 

8. Обжалование действий (бездействия), решений должностных лиц, результатов и сроков аттестации

8.1. Аттестующийся педагогический работник и иное заинтересованное лицо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе обжаловать результаты всех аттестационных процедур, действия (бездействие), решения должностных лиц, с которыми связаны результаты аттестации, в досудебном (внесудебном) и судебном порядках.

8.2. В порядке досудебного (внесудебного) обжалования заявители вправе в устной или письменной форме обратиться с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц, а также на принимаемые ими решения при осуществлении аттестационных процедур в Отдел, Министерство и (или) в вышестоящие уполномоченные органы. 

8.3. Порядок рассмотрения обращений аттестующихся педагогических работников и иных заинтересованных лиц регулирует Закон Российской Федерации от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

8.4. В случае выявления нарушений прав педагогических работников, положений настоящих Правил, нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края должностные лица, виновные в допущенных нарушениях, несут ответственность, в соответствии с действующим законодательством.

 

И.о. начальника отдела аттестации

и повышения квалификации                                                                       О.Л. Просекова



[1] Квалификационное испытание (экзамен)  можно пройти в подготовительный и аттестационный периоды, учитывая, что срок действия удостоверения о прохождении квалификационного испытания (экзамена) составляет два года.

[2] Льготами, указанными в 5 и 6 абзацах педагогический работник может воспользоваться один раз

[3] Льготами, указанными в 5 и 6 абзацах педагогический работник может воспользоваться один раз