Главное меню

Форма входа

Учебно-методический проект «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

 

 

Учебно-методический проект

 

Тема: «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

 

 

 

Выполнила работу: В.Ю. Ковалева

учитель русского языка и литературы

Муниципального казенного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы  №9

сельского поселения «Поселок Софийск»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

п. Софийск Верхнебуреинского района

2016 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3-4

Основная часть ……………………………………………………………………...5

1.Формирование умения чтения как универсального учебного действия............5

2.Уровни понимания текста. …………………………..………………….…….....6

3. Технологии, методы, формы при работе с текстом…………………….......6-12

4. Планируемые результаты …………...................................................................13

Заключение ………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы …………………………………………….15

ДОРОЖНАЯ КАРТА

по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»………………………………………………………………...................16

 

Введение

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в стране, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

  • снижение интереса к чтению;
  • ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
  • низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме;
  • отсутствует пример, в большей степени, со стороны родителей.

Актуальность выбора определена следующими факторами: обучающиеся российских школ в своем большинстве:

  • не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать  детали;
  • не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
  • не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
  • не могут учесть точку зрения или знания адресата;
  • не могут определить замысел и цели автора текста.

Цель:

-формирование и развитие читательской компетенции.

Задачи:

1. воспитание грамотного читателя;

2. активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Участники проекта: Обучающиеся начальной школы, 6 класса, их родители, учителя.

Сроки реализации проекта: с 18.01. 2016 г по 18.06.2016 г.

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Основная часть

1.Формирование умения чтения как универсального учебного действия

Важность данного проекта обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Также навык смыслового чтения очень важно для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией. На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: этоспособность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения. Данный учебный предмет является метапредметным курсом.

2.Уровни понимания текста

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

  • Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. 
  • Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. 
  • Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • -с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • -определением основной и второстепенной информации;
  • -формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

3. Технологии, методы, формы при работе с текстом

1.«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

2. «Технология критического мышления»

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи:

  • -активизации познавательной деятельности обучающегося;
  • -развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;
  • -информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • - социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться такихобразовательных результатов, как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.


В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент самообразования человека. Учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учащихся между собой, а также - между учителем и учениками.

Учебное занятие, разработанное учителем по технологии развития критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление» - «рефлексия».

«Вызов» 

Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.

«Осмысление» 

На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно:
восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно;
осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации; любой текст имеет свои характерные особенности(логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.


«Рефлексия»

Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания. Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» « Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту.

Особенности технологии:

Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения. Она дает учащимся инструмент, научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.

Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю — пишу - проговариваю) и поочередно - в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работе в команде.

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

ИНСЕРТ – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«V» - помечается то, что уже известно.
«-» - помечается то, что противоречит представлению уч-ся.
«+» - помечается то, что является для него интересным.
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

А затем уч-ся систематизирует материал в таблице.

Мозговая атака – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВ.

1 этап. Уч-ся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
2 этап – Обмен информацией. 

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Групповая дискуссия – исследование, коллективный разбор, обсуждение.

Главное: совместный поиск конструктивного решения вопроса. Понятие конфликта (противоречия) воспринимается как отправная точка решения проблемы. 

Форма работы: групповая.

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Синквейн

Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.


Форма работы: индивидуальная, парная.

«Продвинутая лекция»

Организация лекции по модели: вызов – осмысление – рефлексия.

Эссе

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.

Пятиминутное эссе в конце занятия:
1) написать, что узнали по новой теме;
2) задать вопрос, на который они так и не получили ответа

Пять вопросов сюжетной таблицы, «Если кто-то кое-где у нас порой»: данный приём рекомендуется использовать при работе с текстами. Речь идёт о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, учащийся делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает сюжетным мышлением.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Толстые и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определённо не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).

? тонкие

? толстые

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

Почему вы считаете…

Может…

В чём разница…

Будет…

Предположите, что будет, если…

Мог ли…

Что…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

Данные приёмы хорошо интегрируются с методикой текстовой информацией


3. «Технология проблемного диалога»

Технология проблемного диалога направлена на формирование навыков решения проблем (регулятивные УУД), ведения диалога (коммуникативные УУД), умения извлекать требуемую информацию, делать выводы (познавательные УУД), осуществлять нравственную оценку ситуации (личностные УУД). Формы работы: парная. В основе этой образовательной технологии лежит обсуждение проблемной ситуации, принимая во внимание неоднозначность еще решения. Учитель создает проблемную ситуацию, организует учебный диалог, предлагая заранее подобранные вопросы для обсуждения, помогает учащимся определить пути решения проблемы, поиска необходимой информации, подбирает задания по применению новых знаний.

4. Планируемые результаты

Начальная школа. Выпускник научится

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
  • находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Основная школа. Выпускник научится (6 класс)

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться

выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Заключение

Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Достижение планируемых результатов освоения предмета и междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» возможно при условии методической переработки содержания учебного материала и структуры урока. Средством достижения планируемых результатов может стать использование на уроках методики работы с текстовой информацией и методик развития критического мышления.

Как говорил В.А. Сухомлинский«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Поэтому прививать любовь к чтению нужно детям в самом раннем возрасте.

Список использованной литературы

  1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.  Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности)http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf
  2. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. :Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. Ланцова Т. А. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования [Текст] / Т. А. Ланцова // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 26-28.
  5. http://festival.1september.ru/articles/600417/
  6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/20/statyastrategii_smyslovogo_chteniya_.docx

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА

по реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

в МКОУ СОШ № 9

 

№ п/п

Мероприятие

Примерные сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

Формы отчетных документов

1

Создание проблемно-творческой группы по теме внедрения методов и приемов смыслового чтения и работы с текстом на уроках и внеурочной деятельности

Январь 2016 г.

Директор (Токарева Т.А.)

Создание и определение функционала рабочей группы

Приказ о создании проблемно-творческой группы

2

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий

Январь 2016 г.

Руководитель рабочей группы

Система мероприятий

План-график

3

Организация работы по разработке проекта

Январь – май

2016 г.

Директор (Токарева Т.А.)

 

Приказ о разработке проекта

4

Размещение на сайте школы информации о проекте

Январь 2016 г.

Ответственный по сайту (Ковалева В.Ю)

Информирование общественности о ходе и результатах проекта

Создание банка полезных ссылок, наличие странички на сайте школы «Методическая работа»

5

«Девчонки и мальчишки растут от книжки к книжке» - определение круга чтения. Выбор автора и произведений (анкетирование)

Январь 2016 г.         

Смирнова Н.И.

•повышение интереса к чтению;

•расширить круг чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

•повысить уровень читательской компетентности: умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме;

•привлечь родителей.

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

6

Использовать произведения живописи на уроках истории и обществознания           

Январь, март, апрель 2016 г.           

Смирнова Н.И.

•расширить круг чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

7

Внеклассное мероприятие в 6 классе «Юный рекламщик». Работа с текстами из рекламы.

Февраль 2016 г.

Кузьмина А.И-классный руководитель

повысить уровень читательской компетентности: умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме;

 

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

8

Открытый урок по ОРКСЭ «Семейные праздники». 4 класс.

Февраль 2016 г.

Арсёнова А.С.

•привлечь родителей.

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

9

Анкетирование среди педагогических работников «Профессиональная компетентность»

Февраль 2016 г.

Ковалева В..Ю.

повысить уровень читательской компетентностиучителей.

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

10

«Пословицы и поговорки в нашей жизни». Работа с текстом. Фрагмент урока.

Февраль 2016 г.

Ковалева В.Ю.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

11

Открытый урок во 2 классе по теме Н. Носов «Живая шляпа»

Февраль 2016 г

Волкова Н.С.

повысить уровень читательской компетентности обучающихся.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

12

Презентация на уроке литературы в 4 кл. «Работа с текстом»

Февраль 2016 г.

Лалетина Ю.А.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

13

«Как работать с текстом на уроке технологии» -беседа

Февраль 2016 г.

Каменева Т.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты на уроке технологии.

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

14

Анкетирование для обучающихся, родителей, учителей «Любите ли вы читать?»

Февраль 2016 г.

Ковалева В.Ю.

повысить уровень читательской компетентности учителей, обучающихся и их родителей.

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

15

Носов – поколению NEXT» - акция с участием волонтеров из 8 – 9-х классов. Они подготовят беседу о жизни и творчестве Н.Н. Носова, «десантируют» в младшие классы и расскажут детям о судьбе писателя и его книгах.

Февраль 2016 г.

Смирнова Н.И.

Помощь среднего звена младшему.

расширить круг чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

 

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

16

«Читаем вслух» произведения Н.Н. Носова – основы выразительного чтения. Акция с участием волонтеров. Возрастная категория слушателей – ученики 1-6 классов. Библиотекарь подберет произведения Н.Н. Носова для громкого чтения и вопросы для обсуждения

Февраль 2016 г.

Смирнова Н.И.

расширить круг чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

17

Работа с текстом с иллюстрациями.

Февраль, май 2016

Смирнова Н.И.

расширить круг чтения подростков.

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

18

Памятки:

-  подготовиться к выразительному чтению работа с текстами: «Как работать с книгой», «Правила выразительного и правильного чтения», «Как подготовить устный ответ», «Как текста»

Февраль 2016 г.

Смирнова Н.И.

расширить круг чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

19

Формирование приемов логического мышления: «Как работать с историческим документом»; «Как читать газету»; «Как работать над сообщением» - подготовить памятки

Февраль 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

20

Интегрированные уроки:

 - история и география «Сквозь истории мифы и географии рифы» .

Февраль 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

21

Выразительное чтение на уроке из рубрики «Поэтическое слово»

Март 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

22

Общешкольное  собрание «Что такое текст. Виды текстов. Как работать с текстами». Презентация. Анкетирование.

Март 2016 г.

Ковалева В.Ю.

повысить уровень читательской компетентности обучающихся и родителей

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

23

Тестовые задания. 4 класс

Март 2016 г.

Арсёнова А.С.

Умение выбирать из текста правильный ответ

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

24

Составление иллюстрации по тексту на уроке литературы

Март 2016 г.

Ковалева В.Ю.

Умение сопоставлять текст и иллюстрацию, соединять в единое целое

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

25

Открытый урок по биологии « Сезонные изменения в жизни животных»

Март 2016 г.

Кузьмина А.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

26

Открытый урок по чтению в 4 кл. по текту С. Алексеева «Капитан бомбардирской роты». Радуйся малому, тогда и большее придет

Март 2016 г.

Лалетина Ю.А.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

27

Тест по технологии для девочек «Лучшая швея»

Март 2016 г.

Каменева Т.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

28

«Угадай рассказ по эпизоду» - выразительные средства языка - метафора, гипербола, олицетворение, и др. на примерах произведений Н.Н. Носова.

Март 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

29

«Чему научил рассказ». Анализ текста. Ответ на вопросы по сюжетам рассказов. (Карточки с вопросами к рассказам)

Март 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

30

Творческая работа. Мини-сочинения: продолжи рассказ, сочини сказку, вырази свое отношение к герою

Март 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

31

Музей-мастерская. «Музей проживания одного произведения». Экспонатами могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту прочитанной книги

Март 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

32

Интегрированные уроки: история и биология «Историческая оранжерея» в конкурсе «Юный историк»

Март 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

33

Обсуждение проекта

и его утверждение

Апрель – май

2016 г.

Директор

Заместитель директора по УВР

 

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

34

Совещание при директоре школы по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Апрель  2016 г.

Руководитель рабочей группы

Реализация технологий на практике

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

35

Работа с текстом на уроке ОРКСЭ «Стыд, вина и извинение». Открытый урок.

Апрель

2016 г.

Арсёнова А.С.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

36

Презентация «Составление вопросов по тексту на уроках географии». Фрагмент урока.

Апрель 2016 г.

Кузьмина А.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

37

Классный час с презентацией «С детства дружбой дорожить учат в школе» 2 кл

Апрель 2016 г.

Волкова Н.С.

Развить интерес детей к чтению

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

38

Тесты по окружающему миру «Ориентировка на местности»

Апрель 2016 г.

Лалетина Ю.А.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

39

Тест по технологии для девочек «Кулинария»

Апрель

2016 г.

Каменева Т.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

  1. 4

40

«Картинная галерея» - выставка работ учащихся: иллюстрации к рассказам Н.Н. Носова

Апрель 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

  1.  

«Живая классика» - конкурс чтецов. Декламация отрывков произведений Н.Н. Носова

Апрель 2016 г.

Смирнова Н.И.

Выразительное чтение наизусть произведении великих классиков

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

41

Интегрированные уроки: история и литература «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» - конкурсная программа русских народных пословиц и поговорок

Апрель 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

42

Методическое объединение на тему: «Игры для развития мышления» -

 

Апрель 2016 г.

Смирнова Н.И.

 

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

 

43

Фрагмент урока по географии «Народы, проживающие на территории Хабаровского края»

Май

2016 г.

Кузьмина А.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

44

Тесты по окружающему миру 2 кл «Человек и природа»

Май

2016 г.

Волкова Н.С.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

45

Классный час «Люди существуют друг для друга» 3,4 кл

Май

2016 г.

Лалетина Ю.А.

умение находить необходимые источники для работы с текстом

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

46

Тест по технологии для мальчиков «Деревообработка

Май

2016 г.

Каменева Т.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

47

Литературная игра по рассказам Н.Н. Носова для 1-6 классов

Май

2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

умение работать в команде

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

48

«Летняя фишка – читай с друзьями книжку» - громкие чтения рассказов Н.Н. Носова. Мероприятие для детей, посещающих ЛОП в дни летних каникул – акция с участием волонтеров

Июнь 2016 г.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

умение работать в команде

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

49

Диагностика техники чтения

ежемесячно

Волкова Н.С, Лалетина Ю.А, Ковалева В.Ю.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

 

  1. Интерактивные упражнения: «создайте ассоциативный куст», ассоциативный ряд»

 

2 раза в месяц.

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

50

Методы на уроках истории и обществознания «Микрофон», «Пресс», «Сноп», «Почему лишний»

1 раз в месяц.

 

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

51

Игры на уроках истории и обществознания «Дополни предложение», «Снежный ком», «Найди ошибку», «Узнай меня», «Елка»  «Сокращение рассказа», «Перечень заглавий к рассказу», «Построение сообщений по алгоритму»

1 раз в месяц.

 

Смирнова Н.И.

умение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты;

Размещение информации на сайте школы в разделе «Новости»

Приоритет 1.

Повышение ожидания у педагогов образовательных результатов у учеников.

Цель

Задачи

Подготовительные действия

Преодоление затруднений педагогов в повышении образовательных результатов учащихся.

1.Определить затруднения педагогов

2. Выявить способы и методы преодоления затруднений.

3.Проанализировать особенности затруднений.

4. Подобрать комплекс занятий на преодоление затруднений.

1. Проведение анкетирование педагогов по данной проблеме.

2. Анализ анкетирования.

3.Обсуждение дальнейших действий.

4.Проведение круглого стола по данному приоритету.

Приоритет 2.

Предметные результаты (чтение)

Цель

Задачи

Подготовительные действия

Повышение качества чтения и читательской грамотности.

1.Обеспечить участникам образовательного процесса, для успешного обучения, доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям, посредством использования библиотечных информационных ресурсов.

2.Формировать и развивать у учащихся навыки обучения поиску, отбору и оценке информации.

3.Формирование техники чтения,  приемов понимания текста и одновременного интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

1. Проведение мероприятий по привлечению обучающихся к ресурсам школьной библиотеке.

2. Использование дополнительной учебной литературы на уроках и при подготовке к ним.

3. Приобщение обучающихся к литературе как к искусству слова.

Приоритет 3.

Партнерство с родителями

Цель

Задачи

Подготовительные действия

Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

1.Создать благоприятные условия для участия родителей в образовательном процессе.

2.Выявить способы и методы преодоления отчуждения между семьей и школой.

3.Формировать у учащихся уважительное отношение к родителям , другим членам социума.

4.Приобщение обучающихся к культурно-историческим, этническим и семейным традициям.

1.Участие родителей в школьных мероприятиях, работа общешкольных и классных родительских комитетов. Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

2. Анкетирование. Совместная работа родителей и педагогического коллектива.

3.Проведение бесед, классных часов, диспутов на данную тему (уважительное отношение к родителям, другим членам социума).

4.Работа в школьном музее, посещение ветеранов труда, участия в мероприятиях поселка. Участие в конкурсах.