Главное меню

Форма входа

Исследовательская работа «Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района п. Ниманчик». Участник: Ран Андрей, ученик 9 класса. Научный руководитель: Смирнова Надежда Ильинична, учитель истории и обществознания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

«Летопись родных мест – 2013»

Исследовательская краеведческая работа

«Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик»

 

Автор: Ран Андрей Павлович

9  класс

МКОУ СОШ № 9

682086 п. Софийск, Хабаровского края, Верхнебуреинского района

ул. Советская, д.1

Руководитель:

Смирнова Надежда Ильинична

преподаватель истории МКОУ СОШ №9

телефон: 8-914-219-81-72

2013 год

 

                                                                 2

Содержание

Введение ____________________________________________________ 3

 Глава1. История возникновения и становления поселка Ниманчик ______ 5

1.1. Появление первых тунгусских племен в верховьях Буреи ___________5

1.2. Население _________________________________________________5

1.3. Основные занятия кочевого населения ___________________________6

Глава 2. Ниманчик в 1930 – 1960-х годах ___________________________7

2.1.Образование колхоза  имени Колесова____________________________7

2.2. Социально-бытовые условия жизни людей ______________________ 8

2.3. «Огневые сороковые» _______________________________________ 9

2.3.1. «Антон и Антонычи» ______________________________________ 9

2.4.  От «Северной Зари» до заката _______________________________ 10

Заключение __________________________________________________12

Библиографический список _____________________________________14

Приложения _________________________________________________15

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

«Я понял.

К счастью иль к несчастью,

Но на всеобщей на Земле

Есть мой, единственный участок  ...»

В.С. Еращенко

         В данной исследовательской работе рассматриваются свидетельства очевидцев рождения и исчезновения поселка Ниманчик, который находился на территории Верхнебуреинского района. Мы должны научиться извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня. А для этого надо иметь желание разобраться в событиях   прошлого, а письменных свидетельств о них очень мало. Поэтому розыск участников тех исторических событий, запись их воспоминаний – задача большой важности. Надо знать – чтобы помнить и не повторять ошибок прошлого.

         Пробелы в истории, невозможно восполнить только с помощью архивных документов. В данной работе сделана попытка собрать воедино  сведения о поселке Ниманчик. Очень важно сохранить воспоминания о жизни людей в исчезнувших поселенияхи пока еще есть возможность пополнить то, что известно, новыми фактами и новыми сведениями.  В последние годы у многих людей появилась потребность осмыслить свои корни, восстановить связь поколений. Возникает интерес к истории, к людям. Пришло время взглянуть на некоторые события по-новому, иногда как бы с разных сторон. Автор данной работы уверен в том, что данное исследование привлечет внимание не только учащихся школы, но и их родителей, а также других жителей нашего поселка, многие из которых являются детьми, внуками и правнуками тех, кто переехал в Софийск жить в связи с закрытием

4

поселка Ниманчик. Это и будет повышением интереса к истории родного края и истории нашей Родины.

         Цель работы: проанализировать историю поселка Ниманчик в контексте экономического развития Дальнего Востока в XX веке.

         Задачи: 1. Рассмотреть социально-экономическое развитие поселка Ниманчик;

                         2. Рассмотреть взаимосвязь развития Дальнего Востока и поселка Ниманчик.

         Методы исследования: анализ и обобщение источников по данной теме.

         Практическая значимость: работа может быть полезна преподавателям и ученикам  в школе на уроках краеведения, в работе школьной библиотеки и  краеведческого музея, всем, кто интересуется историей родного края. Несомненный интерес она вызовет у тех, кто неравнодушен к сохранению наследия наших предков. Польза всем любителям краеведения.

 

 

 

 

 

 

 

5

Глава1. История возникновения и становления Ниманчика

           1.1. Появление первых тунгусских племен в верховьях Буреи   

         Через Буреинский перевал испокон веков «ходили» от берегов Охотского моря к далекой сибирской реке Лене и обратно через территорию нашего района дикие племена эвенков-кочевников (тунгусов) охотников и оленеводов. «Звероловство и охота составляют одно из главных занятий кочующих инородцев... Звериная охота (главным образом соболий промысел) развита более в хребтах Буреинского округа. Пушнина и панты уходят главным образом за границу» - такая запись сделана русским географическим обществом в 1910 году. «Предполагают, что появление первых тунгусских оленеводческих племен в верховьях Буреи относится к XIV веку. Первые сведения о народах, живущих в бассейне верхнего и среднего течения реки Буреи относится к периоду между 40-ми и 70-ми годами XIX века и содержатся в работах А.Ф. Миддендорфа.{9}Туземцы, так называли эвенков, занимались охотой, оленеводством и вели кочевой образ жизни. Вслед за ними поселялись якуты, которые преимущественно занимались торговлей, сильно наживаясь и закабаляя туземцев. Русское население появилось намного позднее» - такова характеристика народов, живущих на территории нашего района. {1}

 

1.2. Население

         Население района было очень малочисленным: по переписи 1926 года на территории более чем в 70 тыс. кв. км было записано всего 392 человека, из них эвенков и якутов 354 и 38 русских. В 1939 году, в связи со строительством ургальских шахт, в нашем районе уже насчитывалось 698 человек эвенков и якутов и более 7 тысяч русских и других национальностей. Значительное увеличение численности населения за счет переселенцев не

6

могло не сказаться на положении коренных малочисленных народов. Если до 1930 года они представляли собой значительную прослойку населения и являлись влиятельной социальной группой, то затем они просто растворились в общем населении района и потеряли прежнее значение. {5}

 

1.3. Основные занятия кочевого населения

         Охота и извоз на оленях являлись основным занятием кочевого населения. По статистическим данным в 1931 году 82,1 процента денежного дохода кочевого населения получалось от охоты, 13,3 процента от извоза,   2,4  процента от службы и 1,7  процента от прочих видов работы.   {7} До образования колхоза на территории поселка Ниманчик проживало местное население, жители которого вели индивидуальное хозяйство – это небольшие стада оленей, домашний рогатый скот. Население - эвенки промышляло пушниной, занималось мясозаготовкой. Основным занятием местных жителей было оленеводство. Вторым по значению занятием была охота. Охотились на кабаргу, сохатого, медведя, других животных и конечно на пушного зверя, в первую очередь – соболя.  {8}

         Особенностью коренных малочисленных народов была ранняя вовлеченность детей в хозяйственную деятельность. Мальчики 5-6 лет охотились с луком на птиц и мелких зверьков. С 8-9 лет их брали на рыбную ловлю и охоту, приучая находить зверей и ставить ловушки. В 10-12 лет они уже охотились и рыбачили самостоятельно. Дети оленеводов с 5-6 лет учились, играя, набрасывать аркан на оленя. В 9-10 лет они были пастухами в оленьих табунах. К 12 годам они умели обращаться с животными и упряжью, править при езде на нартах, ездить верхом. {6}

 

7

Глава 2. Ниманчик в 1930 – 1960-х годах

2.1. Образование колхоза  имени Колесова

         Каким бы отдаленным не был наш район, он не остался в стороне от перемен, которые проходили в нашей стране. Коллективизация докатилась и до наших отдаленных мест.  С процессом коллективизации неразрывно был связан переход кочевого населения на оседлый образ жизни.  

         В 25-ти км от поселка Софийск по трассе Чегдомын – Софийск располагался поселок Ниманчик. Лежал он в низовье, у подножия крутой сопки, на правом берегу реки Ниман.

         Возник этот поселок в 1932 году, в период правительственных решений о создании колхозов, когда в 1929 году И.В. Сталин выдвинул лозунг практического проведения массовой коллективизации. Колхозно-совхозное строительство являлось важнейшим направлением аграрной политики Коммунистической партии Советского Союза. К организации колхозов были привлечены городские жители, члены КПСС. Они направлялись в деревни с целью исполнения обязанностей председателей колхозов. Одним из таких «выдвиженцев» был товарищ Колесов, который организовал колхоз в поселке Ниманчик. Сначала колхоз был назван в честь председателя «Колхоз имени Колесова», но позже, в 1950-е годы, переименовали в колхоз «Северная Заря».  

         С образованием в поселке Ниманчик колхоза, сюда приехали на постоянное место жительства многие жители из поселков нашего района: Умальты, Чегдомына, Тырмы. В первую очередь это люди, которые верили в будущее колхозов, хотели устроить свою жизнь так, чтобы принести как можно больше пользы своей стране.

 

8

         Сначала это был колхоз по выращиванию оленей. Но не всё население хотело вести коллективное хозяйство.  Так же как и в других районах страны в «Колхозе имени Колесова» стали применять насильственные методы, т.е. заставляли силой вступать в колхоз и сдавать своих оленей.

         Население поселка было многонациональным: якуты, эвенки, немцы, русские, китайцы. Из жителей поселка было создано две бригады. На каждую бригаду приходилось по 160 голов оленей. В 1940-е годы колхозникам было предложено содержать и сдавать  государству не только оленей, но и  мясо крупного рогатого скота, а так же свинину. {2}

 

2.2. Социально-бытовые условия жизни людей

         Сельский Совет образовался не сразу, а в 1934 году. Школы в то время тоже не было. Дети учились в поселке Софийск, где был организован интернат. Приезжая домой на каникулы, дети организовывали концерты для своих родителей и жителей поселка в клубе, который был построен в первые дни создания колхоза. В нем проводили собрания, сходы, вечера отдыха, концерты.

         Начальную школу построили и открыли только в послевоенные годы. Первая учительница – Юлия Юрьевна, выпускница Ленинградского педагогического института, который и готовил педагогические кадры для работы с коренными малочисленными народами Севера. Вторым учителем уже была местная жительница – Лиханова Антонина Григорьевна.

          Одним из благ, которое вспоминают старожилы  - общественная баня.

 

 

9

         Недалеко, в 9-ти километрах от поселка Ниманчик, в устье ключа Федоровский, находилось поселение Чинхай, где жили зажиточные якуты. Они промышляли пушнину и вывозили ее в Якутию на лошадях. В Чинхае была церковь, куда на службу ходили жители поселка Ниманчик. {3}

 

2.3. «Огневые сороковые»

         Во время Великой Отечественной войны в поселке Ниманчик многие семьи проводили на фронт своих отцов, братьев, сыновей на защиту своего Отечества. Охотники и следопыты, на фронте они стали снайперами. Они защищали Москву, стояли насмерть под Сталинградом, воевали на других фронтах. Мало кто вернулся с войны домой живым. Среди тех, кто вернулся были: Кононов Антон Николаевич Иванов Дмитрий Николаевич, Соловьев Михаил Николаевич, Савинов Иван Леонтьевич и другие.

2.3.1. «Антон и Антонычи»

         Ветеран Великой Отечественной войны Кононов Антон Николаевич после закрытия поселка Ниманчик долгие годы проживал в Софийске. Воспоминаниями о нем поделился житель нашего поселка, человек, который долгие годы был главой администрации Софийска -  Косицин Виктор Алексеевич. Судьба Антона Николаевича, его жизненный путь – это путь всех ветеранов войны, вернувшихся с фронта. Эти люди мужественно сражались на фронте защищая Родину и достойно прожили свою жизнь в мирное время оставив после себя добрую память в сердцах людей.

         «Как гласит народная молва – истинное лицо человека проявляется в экстремальных условиях – на войне и на охоте. Антон Николаевич Кононов с детских лет был охотником. Пас оленей в Верхнебуреинской тайге, ходил один на зверя. Как и всякий представитель народностей Севера не

10

знал, что такое корысть и злоба. Он не мог и подумать, что есть звери еще страшнее, с человеческим лицом, под названием фашизм. Молодым парнем Антон попал в самое горнило войны, туда, где решалась судьба нашей Победы – в Сталинград. Он не совершил подвигов, может и не убил ни одного врага – был тяжело ранен в первом же бою. Но в той крови, которую пролили миллионы наших людей, есть много и его крови, молодого парня из далекого поселка Ниманчик, который наверняка не значился ни на одной карте Родины. После лечения всю свою жизнь Антон Николаевич прожил в нашем поселке Софийск, где трудился и охотился, инвалид, не требуя себе поблажки. Похоронен в Якутии по месту жительства младшего сына, а фамилия его навечно высечена на памятнике воинам-фронтовикам в поселке Софийск. Вырастил и воспитал троих сыновей – Олега, Антона и Андрея. Таких же тружеников и охотников, каким был и сам. Всем дал образование.  Олег  (три года назад скоропостижно умер) – геолог, Антон – горняк, Андрей – механик. И всех их люди называют не по имени, а по отчеству – Антонычи, а это надо заслужить».

2.4.  От «Северной Зари» до заката

         В послевоенные годы на месте колхоза был организован коопзверпромхоз «Северная Заря». Основной деятельностью - являлось выращивание оленей, охотопромысел, сбор дикоросов, сбор лекарственных растений, изготовление национальных изделий.  Было создано подсобное хозяйство, где выращивали: картофель, свёклу, морковь, капусту.

         Все население было занято работами по выращиванию животных, кормов для скота, заготовкой мяса, пушнины.

 

 

11

         Поселок Ниманчик закрылся в 1963 году как  неперспективный. Жители поселка: Соловьевы, Катаевы, Никифоровы, Ефремовы, Софроновы, Герчман, Колесовы, Поротовы, Чудинов были переселены в поселки Шахтинск и Софийск, где сейчас живут их внуки и правнуки. {3}

         В конце 1970-х годов на месте поселка Ниманчик оставались стоять только несколько пустых и нежилых домов недалеко от реки Ниман.

         В настоящее время от поселка осталось только название, да память немногих старейших жителей поселка Софийск: Кирилловой Марфы Афанасьевны, Кириллова Владимира Николаевича.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         На основании изученных источников можно сделать следующие выводы. Политика государства, в отношении коренных народов  в 1930-х годах XX века, изменила их вековой социальный облик. Произошли перемены в традиционных видах экономической деятельности: оленеводстве, зверобойном промысле и охоте.

         Повышение грамотности сопровождалось ломкой старых традиций и образа жизни малочисленных народов, что привело к растворению их самобытности в массиве общей советской культуры.

          Под  русским  влиянием у малых народов появились новые отрасли труда: земледелие, культурное скотоводство. Однако они пришли в противоречие с традиционными ремёслами из-за совпадения сезонности их выполнения.

         Лишённые исконных занятий: оленеводства и  охоты эвенки, проживающие на территории Верхнебуреинского района, оказались «потерянными во времени». Была утрачена связь поколений. Потомки тех, кто жил в поселке Ниманчик, не знают родного языка, утрачены большинство традиций и обычаев.

         Процесс социализации привел к исчезновению многих поселений коренных малочисленных народов. Одним из таких примеров является исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик.

           На основании анализа и обобщения источников была достигнута цель работы. Эта цель заключалась в том, чтобы проанализировать историю поселка Ниманчик в контексте экономического развития Дальнего Востока в

 

13

XX веке.

           Каким бы отдаленным и труднодоступным местом не был любой населенный пункт, он не может жить и развиваться сам по себе. Любая

отдаленная точка на карте страны тесно связана с экономической и политической жизнью государства.

         Занятия традиционными промыслами могли бы внести в экономику нашего края достойный вклад, ведь панты оленей и пушнина по-прежнему высоко ценятся на мировом рынке.

         На взгляд автора данной работы, пробелы в истории, невозможно восполнить только с помощью архивных документов.  Поэтому розыск участников исторических событий, запись их воспоминаний – задача большой исторической важности. Работа над темой «Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик» помогла восстановить историческую картину прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей. А это и есть сама история!

 

 

 

 

 

 

 

 

14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли – М.: Северные просторы, 1999. – с.193-196. – (Полярная энциклопедия школьника).

2.Кириллов В.Н. Воспоминания. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.4-7.

3.Кириллова М.А. Воспоминания. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.7-9.

4. Косицын В.А. Воспоминания. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.3-4.

5. Латышева А.Г. «Рабочее слово» - 1987. – 11 февраля, с. 4.

6. «Народы Приамурья» - альбом. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.9-14.

7. Пикалов Ю.В., Асеев А.А. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока СССР в 1922-1941 гг. Социальное развитие. – 2-е изд, испр. и доп. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. госуд. гуманит. университета, 2012. – с. 9-

8. «Рабочее слово» - 1987. – 30 мая, с. 3.

9.Тимошенко Л.С. «Рабочее слово» - 1987. – 17 января, с. 3.

 

 

 

 

 

15

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 1

 

Карта – схема Верхнебуреинского района

                  

 

16

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 2

 

План  п. Ниманчик.

 

 

 

 

 

 

 

17

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 3

 

Условные знаки к плану п. Ниманчик.

 

 

18

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 4

 

 

 

 

Поротов Николай Иннокентьевич, Поротов Константин Иннокентьевич:

Два брата. Возили дрова на фабрику на оленях в прииск «Зинаидинск»

Фотография датируется 26 июня 1936 г.

 

19

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 5

 

Перед охотой

 

 

 

Слева направо: Соловьёв Анатолий Николаевич (оленевод, сын); Соловьёв Николаевич Афанасьевич (оленевод, отец); Чудинов Афанасий Афанасьевич (оленевод, отец Марфы Афанасьевы); Кирилов Константин Семёнович (бухгалтер в колхозе).

20

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 6

 

 

 

 

Поротов Николай Иннокентьевич, Поротов Константин Иннокентьевич:

Два брата. Возили дрова на фабрику на оленях в прииск «Зинаидинск»

Фотография датируется 26 июня 1936 г.

 

20

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 6

 

Идет собрание в клубе.

 

 

 

 Слева – Старостин Николай (член правления), справа – Исаков Василий (он являлся председателям сельсовета)

 Исаков Василий погиб на фронте во время ВОВ.

 

 

21

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 7

 

Фрагмент газеты «Рабочее слово» от 17 января 1987 года

 

 

 

 

 

22

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 8

 

Фрагмент газеты «Рабочее слово» от 11 февраля 1987 года

 

 

 

 

 

23

«Летопись родных мест – 2013»

Приложение № 9

 

Сведения об авторе исследовательской работы

 «Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик»

 

Ран Андрей Павлович

Дата рождения: 27.10.1998 года.

Паспорт серия 08 12 № 089401

Паспорт выдан: отделением УФМС России по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе

Дата выдачи: 02. 11. 2012 года

Почтовый адрес:

682086 п. Софийск, Хабаровского края, Верхнебуреинского района,

улица Октябрьская, дом 15, кв. 1.

Ран Андрей Павлович