Данные методические рекомендации разработаны в целях создания в МБОУ СОШ № 9 оптимальных условий для духовно-нравственного образования, формирования личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), совершенствования процесса реализации духовно-нравственного образования в форме преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) для обучающихся 4-х классов начального общего образования (далее - НОО) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) для обучающихся основного общего образования (далее – ООО).
- 1. Введение.В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 учебных часа. Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Реализация учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения детьми поликультурных знаний, развития интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе. Культурологическая основа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России способствует развитию у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и светских традиций поликультурного населения России; формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли православия, иудаизма, буддизма, ислама в истории и культуре нашей страны. Семья школьника выступает в качестве заказчика и участника этого
образования.
- 2. Правовое регулирование.
Основная задача органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, – контроль за соблюдением законодательства. Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации (далее - ОО) включают правовые акты всех уровней. На федеральном уровне это Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На региональном уровне – правовые акты субъекта Федерации, правовые акты муниципального образования (местного самоуправления) и собственные акты общеобразовательной организации. Содержание правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципального образования и образовательной организации не может противоречить федеральным правовым актам, прежде всего Конституции и федеральным законам.
1) КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 17 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 19
- 3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлёжности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29 Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Статья 44 Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
2) ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» Преамбула: Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон. Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, … свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними … .
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии … . Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Статья 5 Религиозное образование Части 1 и 4 предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
3) КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 12 1. Государства - участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Статья 14 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.
1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). 2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. 3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними
установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона. 6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.
4) Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», п. 5.3.б.
5) Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
6) Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
7) Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 «О направлении Регламента выбора модуля ОРКСЭ».
8) Письмо № 08-761 от 25.05.2015 г. «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
9) Письмо Минобрнауки России от 1 сентября 2016 года № 08-1803 «О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
10) Письмо Минобрнауки России от 26 июня 2017 года № 08-1300 «О программе повышения квалификации».
3. Взаимодействие с религиозными организациями.
В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ и учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Такое обучение может вести религиозная организация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. С учетом вышеуказанной конституционной нормы о светском характере государства светский характер образования в государственной и муниципальной школе также предусматривает взаимную организационно-правовую независимость религиозных организаций и государственных или муниципальных образовательных организаций, что также не препятствует их взаимодействию, сотрудничеству в сфере образования в интересах участников образовательных отношений, прежде всего обучающихся. Равно
как взаимная независимость органов государственной власти и местного самоуправления и религиозных организаций не препятствует их взаимодействию во всех сферах общественной жизни. Педагогам, преподающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, необходимо неукоснительно соблюдать статью 48 Закона, запрещающую принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов. Возможно привлечение представителей религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению преподавания конфессиональных модулей курса ОРКСЭ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) конфессиональной направленности, включенных в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На уровне образовательной организации – это взаимодействие учителей, преподающих модули, курсы конфессиональной направленности, с представителями соответствующих конфессий для обеспечения внеурочной образовательной деятельности в интересах обучающихся и их семей, в том числе внеклассных мероприятий и экскурсий. Учитель несет ответственность за содержание образовательных экскурсий и сведений, транслируемых обучающимся представителями религиозных организаций во время таких мероприятий. Привлечение к преподавательской деятельности представителей религиозных конфессий не допускается. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в ОО не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудиоформате. В случае особой необходимости (например, для демонстрации уникальных экспонатов духовной культуры и традиций) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). На уровне государственных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку учителей для преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это взаимодействие с религиозными организациями при разработке и реализации профессиональных образовательных программ, включая участие специалистов от конфессий в курсах повышения квалификации учителей (чтение лекций по соответствующим содержательным разделам и др.), участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.д. В части 12 статьи 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ духовно-нравственного образования, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня их деятельности отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями. Эта аккредитация в настоящее время не является обязательной для допуска учителя к преподаванию религиозной культуры в школе, учитель не обязан ее иметь, получать.
4. Выбор модуля ОРКСЭ. Непосредственно к компетенции образовательной организации относится соблюдение нормы части 2 статьи 87 Федерального закона, устанавливающей право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации. Для обеспечения единства правоприменительной практики, соблюдения прав родителей школьников письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 «О направлении Регламента выбора модуля ОРКСЭ» в субъекты Российской Федерации был направлен Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обеспечение своевременного доступа родителей к объективной информации о курсах – первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в целом. Дефицит информации создает риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для российской школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для обучающихся и родителей. В ОО созданы органы государственно-общественного управления образованием – Управляющий совет, Совет школы, – которые также могут проводить просветительскую и разъяснительную работу среди родителей.
5. Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (подготовлено Министерством образования и науки Российской Федерации)
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент определяет условия и порядок выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - выбор, курс ОРКСЭ).
1.2. Настоящий регламент основывается на законодательстве Российской Федерации, закрепляющем преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон); право выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (части 1, 2 статьи 87 Федерального закона). 1.3. Настоящий регламент следует использовать в качестве примерного при организации выбора в образовательных организациях родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся иных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой воспитательной направленности, указанных в части 1 статьи 87 Федерального закона.
2. Порядок выбора
2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор, Вопросы организации выбора в образовательной организации должны быть рассмотрены на заседании органа самоуправления образовательной организации (школьного совета и др.) с участием руководителя образовательной организации, классных руководителей классов, в которых должны быть проведены родительские собрания, представителей родительского сообщества, Решением органа самоуправления или администрации образовательной организации должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора – руководитель (директор) образовательной организации или заместитель руководителя (директора) образовательной организации (далее - ответственный). Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания классным руководителем или иным лицом по поручению ответственного до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе (приложение N 1). Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через обучающихся или дистанционно. Классный руководитель обязан проверить доведение информации до родителей (законных представителей) обучающихся в своём классе и сообщить о результатах ответственному. При общении классного руководителя с родителями (законными представителями) рекомендуется выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительском собрании и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, а также проблемные ситуации, которые могут возникнуть на собрании. О таких вопросах, проблемных ситуациях следует известить ответственного и по возможности подготовиться к их решению, чтобы ко времени проведения родительского собрания проблемные ситуации были максимально исключены. При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся "помочь с выбором", "посоветовать" и т.п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания. Следует заранее определить дату проведения родительских собраний в классах, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение N 1). Информация о дате родительского собрания в классе с указанием темы собрания должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации не позднее, чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания. Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 3 дня до назначенной даты собрания, указанной в информации, опубликованной на официальном сайте образовательной организации. На родительском собрании класса должны быть приглашены и присутствовать: 1) родители (законные представители) обучающихся в классе; 2) ответственный за выбор представитель администрации; 3) классный руководитель; 4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ; 5) представитель родительского комитета в образовательной организации; 6) выразившие желание участвовать в собрании официальные представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по курсу ОРКСЭ. Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся нескольких (двух и более) классов. В таком случае протоколы родительского собрания должны быть оформлены по каждому классу на основе личных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в каждом классе. Вести собрание должен ответственный или руководитель (директор) образовательной организации. Проведение родительского собрания рекомендуется построить по следующему примерному плану. 1) Вводное выступление ответственного или руководителя (директора) образовательной организации по теме собрания. 2) Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ. 3) Представление содержания образования по модулям курса ОРКСЭ. Представление родителям (законным представителям) содержания образования проводится ответственным или педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся. Представление содержания образования по каждому из модулей курса ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом в учебно-методическом обеспечении. В представлении учебно-методического обеспечения должны использоваться учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующие Федеральные перечни учебников. В представлении учебников по религиозным культурам следует указать на наличие или отсутствие их экспертизы в соответствующих централизованных религиозных организациях. Следует отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве. В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций. 4) Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся. 5) Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы на завершающем этапе собрания. Родители (законные представители) обучающихся заполняют бланк заявления самостоятельно, от руки. Допускается оформление заявления одним из родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются: 1) название образовательной организации и место её нахождения (город, посёлок и др.); 2) фамилия и инициалы руководителя (директора) образовательной организации; 3) класс, в котором обучается ребёнок; 4) фамилия и имя ребёнка; 5) название выбранного модуля курса ОРКСЭ; 6) дата; 7) личная подпись (подписи) родителя (законного представителя) обучающегося с расшифровкой. 6) Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений, проверка правильности их оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся каждого класса.
2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации о выборе в органы управления образованием. По каждому классу должен быть оформлен протокол родительского собрания класса (приложение 3). Данные по выбору в правом столбце указываются в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т.п. При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль). Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса. В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до направления данных в органы управления образованием информации в электронном виде. Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе. После сбора всех заявлений на родительских собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации образовательной организации (приложение 4), который подписывается руководителем (директором) образовательной организации и председателем родительского комитета образовательной организации, скрепляется официальной печатью образовательной организации. В установленные сроки в органы управления образованием передаётся информация о выборе в образовательной организации в установленном виде (в электронном виде или лист сводной информации в печатном виде). В образовательной организации по итогам выбора сохраняются: 1) заявления родителей; 2) протоколы родительских собраний; 3) оригинал или копия листа сводной информации. Указанная документация сохраняется в образовательной организации не менее 5-ти лет. 3. Особые условия
3.1. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые могут отсутствовать в период выбора в образовательной организации и соответственно на родительском собрании по уважительным причинам. В этом случае ответственный или, по его поручению, классный руководитель должен заранее выявить таких родителей (законных представителей), проинформировать их о выборе, передать им бланки заявлений, проверить их получение, обеспечить сбор правильно оформленных заявлений. Предварительно заполненные заявления родителей (законных представителей) обучающихся должны сохраняться у ответственного до проведения родительского собрания. Ответственный при необходимости должен оказать помощь классному руководителю в общении с родителями по вопросам выбора модуля ОРКСЭ (содержание образования и др.), ответах на их вопросы. 3.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием. В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к руководителю (директору) образовательной организации лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается руководителем (директором) образовательной организации по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителей) обучающегося, которое также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением.
Приложение 1
Информация о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Уважаемые родители!
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: "Основы православной культуры"; "Основы исламской культуры"; "Основы буддийской культуры"; "Основы иудейской культуры"; "Основы мировых религиозных культур"; "Основы светской этики", Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение. Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор. На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций. Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе - обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается. Дата, время, место проведения родительского собрания: С уважением, администрация (наименование, место нахождения образовательной организации)
Приложение 2
Директору образовательной организации
(наименование, место нахождения
образовательной организации) (Ф.И.О.)
Заявление
Мы, родители (законные представители) учащегося _______ "___"
класса образовательной организации _______________________________________________ (наименование, место нахождения образовательной организации)
________________________________________________________ (Ф.И . ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры" "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики" выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки):
Дата " " ________ 20 г.
______________ (Ф.И.О.) (подпись) ______________ (Ф.И.О.)
(подпись)
Приложение 3
Протокол родительского собрания _____ "___ " класса (наименование, место нахождения образовательной организации) Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся ___ "___" класса модулей комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики":
Название модуля Число учащихся (число цифрами и письменно) Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
Дата "___"______________ 20____ г.
Классный руководитель
________________________________________ (Ф.И.О.)
Председатель родительского комитета класса
(Ф.И.О.) (подпись)
Приложение 4
Лист сводной информации о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" Образовательная организация (наименование, место нахождения)
Название модуля Число учащихся (число цифрами и письменно)
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Директор образовательной организации
_____________________________ (наименование, место нахождения образовательной организации)
______________________ (Ф.И.О.)_______________ (подпись)
Председатель родительского комитета образовательной организации _______________________________________
5.Соблюдение требований ФГОС при реализации курсов. Нормативно-правовые требования к реализации духовно-нравственного образования установлены в федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования, являющихся нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации. ФГОС начального общего образования, принятый в 2009 году с изменениями от 31.12.2012 г. в числе обязательных предметных областей для изучения на уровне начального общего образования включает предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» (п.19.3), определяет основные задачи реализации содержания. Также ФГОС НОО устанавливает, что в рамках ОРКСЭ по выбору родителей (законных представителей) изучаются: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В ФГОС основного общего образования с изменениями от 31.12.2012 г. включена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Содержание предметной области не раскрыто, составляющие ее учебные предметы не названы. Тем не менее, данное требование стандарта означает, что в учебном плане образовательной организации, реализующей основное общее образование, должна быть представлена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В разделе о предметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования в части предметной области ОДНКНР (п. 11.4) указаны общие требования к результатам образования по предметной области, не дифференцированные по каким-либо учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках предметной области.
Примерная основная образовательная программа основного общего
образования поясняет, что данная предметная область может реализоваться в урочной форме за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности, а также «при изучении учебных предметов других предметных областей». Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в урочной форме необходимо предусмотреть в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, так как ОДНКНР – обязательная предметная область в учебном плане. При этом необходимо учитывать, что минимальный объем учебной нагрузки для возможности последующего выставления учащемуся в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по реализуемым в рамках обязательной предметной области ОДНКНР учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года.
Реализация предметной области ОДНКНР во внеурочной деятельности, при изучении учебных предметов других предметных областей также возможна, поскольку одного часа учебных занятий в неделю для организации духовно-нравственного воспитания в школе, безусловно, недостаточно. Следовательно, предпочтительным является реализация всех трех предлагаемых примерной основной образовательной программой форм в их разумном сочетании и дополнении, тем более что духовно-нравственное воспитание согласно ФГОС основного общего образования является одним из обязательных направлений внеурочной деятельности в школе.
6. Подготовка педагогических кадров. Одним из актуальных направлений совершенствования реализации курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР является обеспечение подготовки кадров для преподавания предметов духовно-нравственного образования. Для подготовки учителей повышение квалификации является основным стратегическим условием, обеспечивающим эффективность его внедрения, а также выступает и важнейшим внутрисистемным ресурсом, обеспечивающим научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение государственной политики в сфере образования в регионе. Подготовка к преподаванию курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР должна осуществляться по программам дополнительного профессионального образования: в объеме не менее 144 учебных часов. Выявленные в ходе мониторингов проблемы делают объективной необходимостью специальную подготовку практикующих учителей в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) с учетом типовой (примерной) дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» (далее – Программа), которая разработана по поручению Минобрнауки России в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и 44.04.01 – Педагогическое образование (уровень магистратуры), с использованием опыта образовательной деятельности по данной проблеме ФГАОУ ДПО АПК и ППРО и региональных институтов повышения квалификации работников образования. Программа разработана в соответствии с Федеральными законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87, ч. 6) с привлечением представителей централизованных религиозных организаций на базе Всероссийского Методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР. Типовая (примерная) дополнительная профессиональная программа «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» рассчитана на 144 часа, разработана на модульной основе и включает базовый и профильно-модульный (профильный) курсы. Форма обучения очно-заочная с дистанционной поддержкой. Методические рекомендации для образовательных организаций дополнительного профессионального образования по проведению повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ с учетом типовой (примерной) дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» и текст программы размещены на сайте ФГАОУ ДПО АПКиППРО http://orkce.apkpro.ru/
7. Рекомендации и нормативные документы по реализации предметной области курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В связи с переходом с 01 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включённых в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. 25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса. Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».
Письмо от 25 мая 2015 г. № 08-761 Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В настоящее время содержание образования в 1 – 4 классах общеобразовательных организаций регулируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО). С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060 были внесены изменения во ФГОС НОО в части замены предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через: 1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включённые в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО)
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
– воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
– формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
8. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
При преподавании ОРКСЭ допускается использование исключительно учебников, вошедших в Федеральный перечень.
Необходимо обеспечить ОО УМК, включающим мультимедийные приложения, дидактические материалы. Обеспечить доступность учебно-методических материалов для родителей обучающихся.
9. Система сопровождения профессиональной деятельности учителей ОРКСЭ и ОДНКНР.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть разработку локальных актов, направленных на методическое сопровождение профессионального развития учителей предметов духовно-нравственного образования, создание системы сопровождения профессиональной деятельности учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, состоящей из мониторинга профессиональных затруднений и запросов педагогов, разработки соответствующих рекомендаций, скорректированного содержания программ учебных предметов (модулей), выбора соответствующей организационной формы и получения обратной связи от педагога.
10. Дополнение к методическим рекомендациям от 19.01 2018 г. (письмо Минобрнауки России № 08-96)
Основными документами введения предметной области ОДНКНР в школьную практику являются ФГОС ООО, методические рекомендации в письме Минобрнауки России № 08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР» и методические рекомендации в письме Минобрнауки России от 19.01.2018 г № 08-96
В соответствии с методическими рекомендациями в письме Минобрнауки России № 08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»:
«Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решение о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации»
11. Информационные электронные ресурсы по ОРКСЭ Интернет-ресурсы
1. Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
2. Буддизм (http://www.dharmanet.org/)
3. Исламская цивилизация (http://www/islamcivil.ru)
4. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету
«Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видеоиллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
1. Мир религий (http://www.religio.ru/)
2. Православие в России (http://ww.or.ru/)
Дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ также
можно найти на тематических интернет-сайтах:
1. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
2. Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
3. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на
которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением
комплексного курса:
1. сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
2. сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -
http://www.ombudsman.gov.ru
Информационно-методические материалы о введении курса ОРКСЭ,
содержание учебного курса размещены на сайтах:
www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
Материалы сайта Министерства образования и науки РФ -
http://минобрнауки.рф
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/index.php
Материалы сайта Основы религиозных культур и светской этики -
http://www.orkce.ru/
Материалы сайта ВИПКРО - http://vipkro33.ru/orkse.html
Информация об организации сотрудничества государственных и
муниципальных органов управления в сфере образования и религиозных
организаций в процессе апробации комплексного курса, а также
вспомогательные материалы для использования в преподавании основ
религиозных культур содержится на сайтах :
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) –
http://www.patriarchia.ru
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной
Церкви — http://www.otdelro.ru
Совет муфтиев России — http://www.muslim.ru
Российская ассоциация буддистов — http://www.buddhism.ru
Федерация еврейских общин России — http://www.feor.ru
Портал диакона Андрея Кураева -
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=217
Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных
культур и светской этики" –
http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Сообщество_педагогов_по_курсу_%22Ос
новы_религиозных_культур_и_светской_этики%22
Интернет-СМИ «Православие и мир» - http://www.pravmir.ru/
Открытый класс. Основы православной культуры. Модуль курса "Основы
религиозных культур и светской этики»
http://www.openclass.ru/node/143275
Сайт «Православие» - http://www.pravoslavie.ru/
Интересные ссылки
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации,
разработки уроков) по основам православной культуры
http://muzlo.at.ua/publ/4 - анимированные истории ветхого завета,
мультсериал «Моя первая Библия»
http://spasitel.net.ru/index.php?newsid=1019 -мультсериал «Суперкнига»
http://www.sunhome.ru/religion - публикации на тему религии: Буддизм,
Христианство, Даосизм, Индуизм, Ислам, Иудаизм, в т.ч. религиозные
праздники
http://rojdestvo.paskha.ru/children - детский сайт о Рождестве
http://parables.ru/main-17.html - детские притчи
http://pritchi.ru - притчи
http://planeta911.ru/ppt.php - детский сайт по православию (библейские
уроки, презентации, раскраски, музыка, загадки)
http://svetoch.ucoz.ru – основы православной веры в презентациях
http://nezhna.com/showjournal.php?journalid=2523043&keywordid=1106329
–теги о православных праздниках
http://www.islamdag.ru/islam-detyam - исламские сказки, рассказыиллюстрации
http://www.xadis.ru/books/semya/skazki.html - арабские сказки
http://bogi.wmsite.ru – история религий
http://ariom.ru/zen-film/1083652859.html - художественный фильм
«Маленький Будда»
Электронные варианты учебных пособий
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых
религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов].
– М.: Просвещение, 2010. Основы мировых религиозных культур. 332 Kb
2. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное
пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Основы светской этики 406 Kb
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. Основы православной
культуры 442 Kb
4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской
культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений / Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010.
Основы исламской культуры 408 Kb
5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской
культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений / В. Л. Чимитдоржиев. – М.: Просвещение, 2010. Основы
буддийской культуры 398 Kb
6. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской
культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений / М. А. Членов, Г. А. Миндрина, А. В. Глоцер. – М.:
Просвещение, 2010. Основы иудейской культуры 532 Kb