Общие положения.
1.1. Библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ № 9 (далее - общеобразовательное учреждение), участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся к целям общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями. Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой.
1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно - информационного обслуживания библиотеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательной) процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно - гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи.
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждениях на различных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала:
в) формирование навыков независимого библиотечной пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции.
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения:
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет базами и банками данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждений, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат каталоги, картотеки, электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения.
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей:
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического Мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающегося;
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах ( при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• содействует профессиональной компетенции, повышенно квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основа единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся;
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки.
4.1. Структура библиотеки: абонемент, хранилище учебников.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебными воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.3. Библиотека вправе предоставлять платные - библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку в пределах выделяемых средств:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудование библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектовали: основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
4.7. Режим работы библиотеки составляется библиотекарем и утверждается директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режим работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего, времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений района.
5. Управление. Штаты.
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и штатным расписанием школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения или лицо, назначенное им из числа заместителей.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
5.4. Библиотекарь, назначается руководителем общеобразовательного, учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю учреждения на утверждение следующие документы:
положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
планово-отчетную документацию;
план работы на текущий год;
анализ работы библиотеки по итогам года.
технологическую документацию.
5.6. На работу в библиотеку принимаются липа, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.
5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
6. Права и обязанности библиотеки.
6.1. Работник библиотеки имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки ББЗ и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования за дополнительную работу;
е) участвовать в управлении общеобразовательного учреждения в порядке, определяемом уставом этого учреждения.
ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работником и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными документами;
з) быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия;
и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работник библиотеки обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг и составе библиотечного фонда;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию;
к) проходить, периодический медицинский осмотр.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки.
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсов и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о
платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного
учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентаря;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение составляют обучающиеся 1-2 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленный правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия -учебный год;
-научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней.
-издания повышенного спроса- 1-3 дня;
б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером производится по графику и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно- гигиеническим требованиям.