Главное меню

Форма входа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.02.2013 №АП-113-02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) О реализации мероприятий по независимой системе оценки качества образования

Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.02.2013 №АП-113-02

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

 

О реализации мероприятий по независимой системе оценки качества образования

 

В соответствии с пунктом 1 «к» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ) необходимо обеспечить осуществление мероприятий по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.

В рамках реализации данного положения Указа Минобрнауки России направляет методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.

 

 

Приложение

Методические рекомендации Минобрнауки России

по формированию независимой системы оценки качества

работы организаций, оказывающих образовательные услуги,

включая определение критериев эффективности работы таких организаций и

ведение публичных рейтингов их деятельности

 

Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги (далее -НСОК), включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности, подготовлены Минобрнауки России во исполнение пункта 1 «к» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Нормативно-правовое обеспечение формирования НСОК, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон).

 

 Принципы НСОК установлены статьей 95 Федерального закона:

1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе    организации,    осуществляющей    образовательную    деятельность,    и образовательной   программы,   повышения   конкурентоспособности   организаций, осуществляющих      образовательную     деятельность,      и     реализуемых     ими образовательных программ на российском и международном рынках.

2. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом    или    индивидуальным    предпринимателем        (далее    -    организация, осуществляющая оценку качества).

3. Организация,   осуществляющая   оценку   качества,   устанавливает   виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

4.  Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих    образовательную    деятельность,    и    о    реализуемых    ими образовательных программах.

5.  Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

6.  Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности,   приостановление     государственной  аккредитации  или  лишение государственной   аккредитации   в   отношении   организаций,   осуществляющих образовательную деятельность.

Реализация НСОК, в том числе в части использующихся критериев эффективности работы соответствующих организаций, осуществляется на основании статей 29 и 97 Федерального закона:

данные официального статистического учета, касающиеся системы образования;

данные мониторинга системы образования, осуществляемого федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования;

информация, размещенная в открытом доступе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», о реализуемых образовательных программах, системе управления, особенностях финансово-хозяйственной деятельности, результатах образовательной и научной деятельности, в том числе на основании отчета о результатах самообследования соответствующих организаций.

 

Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В качестве одной из форм НСОК Минобрнауки России рекомендует использовать предусмотренный статьей 96 Федерального закона рейтинг профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, сформированных на основании результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

Профессионально-общественная           аккредитация           профессиональных

образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация осуществляется работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

 

В целях формирования НСОК Минобрнауки России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:

1.   Осуществить  сбор  и  систематизацию  сведений  о  реализующихся  на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по НСОК, в том числе в части рейтингования образовательных учреждений и образовательных программ, проанализировать и обобщить использующиеся в них подходы, включая перечень используемых критериев;

2.  На основе полученных данных провести анализ реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по НСОК в части соответствия подходов, показателей и результатов НСОК задачам оказания содействия заинтересованным лицам в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной   программы,   в   соответствии   с   их   потребностями,   а  также повышения         конкурентоспособности         организаций,          осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, а также своевременности общественного освещения мероприятий по НСОК;

3.  В случае отсутствия реализующихся на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по НСОК по отдельным уровням образования выработать с обязательным проведением общественного обсуждения подходы к НСОК, включая перечень используемых критериев;

4.    Провести   общественные   обсуждения   подходов   к   НСОК   в   рамках реализующихся на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по НСОК, включая перечень используемых критериев, с целью выявления направлений их   совершенствования,   в   том   числе   с   учетом   задач   оказания   содействия заинтересованным лицам в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, в соответствии с их потребностями, а также     повышения     конкурентоспособности     организаций,     осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;

5.  Привлекать к общественному обсуждению инструментов НСОК и оценки качества образования, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации, общественных экспертов, представителей общественных объедин|ний, работодателей и их объединений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 6.  Оказать поддержку деятельности независимых организаций, участвующих или осуществляющих реализацию инструментов НСОК;

7.  Обеспечить информационную открытость функционирования НСОК через привлечение    средств    массовой    информации    к    освещению    общественных обсуждений подходов и результатов НСОК, в том числе рейтингов образовательных организаций и образовательных программ, с обязательной публикацией в сети «Интернет», в том числе на официальных сайтах общественных организаций и организаций, осуществляющих реализацию инструментов НСОК; указанием на сайтах образовательных организаций ссылок на страницы официальных сайтов организации,      осуществляющих      подготовку      и      публикацию      рейтингов образовательных   организаций   и   образовательных   программам,   содержащие рейтинги для соответствующего уровня образования;

8.  Использовать результаты НСОК, в том числе рейтинги образовательных организаций и образовательных программ, в целях реализации государственной политики   в   сфере   образования,   анализа   соответствия   тенденций   развития региональной системы образования направлениям региональной и федеральной политики в сфере образования с учетом соответствия современным требованиям населения, рынка труда, региональной экономики.

 

 

Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза                          Г.В. Андрущак