Главное меню

Форма входа

О программе элективных курсов

1.     Общие положения.

1.1. Образовательная (учебная) программа является одним из ключевых элементов образовательного процесса. Она служит средством реализации образовательных стандартов на портфолио. Учебная программа выполняет следующие функции:

üНормативную, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

üЦелеполагания, т.е. определяет цели и ценности, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную отрасль;

üФиксации содержания образования, - определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

üПроцессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, доминирующие формы, методы, средства и условия обучения;

üОценочную – определяет уровень усвоения элементов содержания, объекты контроля, критерии оценок степени обученности учащихся.

    

2.     Цели программы.

2.1.         Программа – средства достижения цели, сами цели тоже включаются в программу.

2.2.         Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировка и учитывают:

üЦели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;

üЗадачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;

üРанее полученные знания учащимися;

üСоответствующий профиль обучения и его концепции;

üТребования, предъявляемые уставом ОУ;

üУровневую структуру курса;

üИнформационные и методические возможности отрасли знаний.

2.3.         Программа должна отражать требования Закона РФ «Об образовании», нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся.

2.4.         Программа должна быть нацелена на:

üРазвитие любознательности как основы познавательной активности; развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;

üФормирование творческого воображения;

üРазвитие коммуникативности;

üФормирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.

2.5.         Программа должна обеспечить:

üОптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;

üЭмоционально – психологическое благополучие школьника;

üПрикладную направленность знаний, умений, навыков;

üПреемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;

üДостаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны;

üРеализацию основных требований регионального компонента.

2.6.         В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности («ученик-ученик», «ученик-группа», «ученик-учитель», «учитель-группа», «учитель-класс»).

2.7.         В программе не следует допускать:

üДублирования содержания базового предметного курса;

üПротиворечия программам, действующим в общеобразовательной школе, и требованиям государственного стандарта.

3.     Структура программы.

üТитульный лист;

üПояснительная записка;

üУчебно - математический план;

üСодержание изучаемого курса;

üОсновные требования к знаниям, умениям учащихся;

üИнформационное обеспечение учебной программы.

Титульный лист программы включает:

üНаименование образовательного учреждения, реализующего авторскую учебную программу;

üДолжность и Ф.И.О. ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего образовательную программу;

üДату утверждения учебной программы:

üНазвание учебной программы;

üВозрастную категорию детей, на которых рассчитана учебная программа;

üФ.И.О., должность автора (авторов) учебной программы.

Введение (пояснительная записка) раскрывает:

üОбразовательную область и предмет изучения. Функции данного учебного курса;

üЦель и задачи учебной программы, специфику и значение для решения задач предпрофильной подготовки учащихся;

üОтличительные особенности данной  учебной программы от уже существующих в этой области;

üПродолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

üПредставление о требованиях к данному элективному курсу, о путях развертывания учебного материала   основных идей курса;

üОбщие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств и достижения, формы и режим занятий;

üОжидаемые результаты;

üФормы проведения итогов реализации учебной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно – исследовательские конференции и т.д.).

4.     Порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору.

4.1.         Авторские переработанные, адаптированные программы рассматриваются (защищаются) на заседании методических объединений учителей – предметников.

4.2.         Методическое объединение учителей – предметников, методический совет утверждают программы, принимают решения о методическом сопровождении процесса их адаптации и реализации, формах контроля результативности их освоения учащимися.

4.3.         Программы элективных курсоров, входящих в школьный компонент, проходят рецензирование:

     1-й этап -  внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей – предметников, (методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии учебного плана и программы существующим требованиям и Уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесение на внешнее рецензирование.

  2-й этап – внешний. Программы, выделенные на этапе внутреннего рецензирования как наиболее перспективные для реализации целей предпрофильной подготовки учащихся, передаются по решению методического совета на внешнее рецензирование. Оно проводится специалистами системы повышения квалификации.

 

5.    Учебно-тематический план образовательной программы  включает:

üПеречень разделов, тем;

üКоличество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

üФормы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.);

üФормы подведения итогов по каждой теме.

      6.    Содержание изучаемого курса.

 Содержание изучаемого курса раскрывается через:

üКраткое описание тем или разделов;

üКраткую характеристику форм занятий по каждой теме;

üОписание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации Учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

     7. Информационное обеспечение образовательной программы включает:

 

üСписок литературы;

üПеречень internet– ресурсов (URL- адрес, WEB - страницы);

üПеречень видео - и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Список литературы (библиографии) включает два раздела – основная и дополнительная литература (печатные издания). Приводится список литературы для учащихся.