Главное меню

Форма входа

"Витраж" (участники: Юлдашева Олеся, уч. 7 кл, Юрчук А, уч 6 кл., науч. рук. Кириллова Н.К.).

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 сельского  поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

 

 

Тема: «Витраж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Авторы работы:

Юлдашева О. ученица 7 класса

Юрчук А. ученица 5 класса

МКОУ СОШ № 9

682086 п. Софийск, Хабаровского края, Верхнебуреинского района

ул. Советская, д. 1

 

 

 

 

Руководитель:

Кириллова Н. К.

преподаватель математики МКОУ СОШ №9

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

Оглавление

Введение 1

История витража 4

Основные технологии изготовления витражей 4

Самостоятельное выполнение витража 4

Заключение 4

Литература 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Искусство создания витражей насчитывает несколько сотен лет и не теряет свою актуальность в наш век высоких технологий. С помощью причудливых комбинаций, созданных из кусочков цветного художественного стекла, в помещении можно создать практически любую атмосферу: и дремучего средневековья, и далекого будущего, описанного в многочисленных фантастических романах.

Цель работы: создание картины школы, с помощью витражных красок.

Задачи работы:

1.     Изучить историю витража.

2.     Определить основные технологии изготовления витража.

3.     Выполнить картину школы, с помощью витражных красок.

Методы исследования: анализ основных технологий изготовления витража.

 

История витража.

"Витраж" (фр.vitrage- остекление, от латинского vitrum- стекло). Искусство витража было известно еще мастерам Древнего Египта и Рима.

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.

Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.

Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.

В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень), появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.

Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).

В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.

К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов.

В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим.

Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей.

Основные технологии изготовления витражей.

Технологий изготовления витражей существует множество. Наиболее популярными являются наборные и паяные, произведенные методом фьюзинга, а также фацетные. Очень интересна техника Тиффани, дающая прекрасные результаты, и моллирование, которым занимаются очень немногие мастера.

Еще относительно недавно заказать изготовление витражей могли позволить себе только очень состоятельные люди, и наличие их в доме однозначно свидетельствовало о богатстве и высоком социальном статусе хозяина. Однако времена меняются, и витражи становятся все более доступными. Конечно, нельзя сказать, что они превратились в товар массового потребления, однако многие люди со средним достатком уже могут украшать ими свои жилища, что успешно и делают.

Существует расхожее мнение, что витраж представляет собой ни что иное, как некий геометрический узор из разноцветного стекла, однако это не так. На самом деле изготовление витражей – это не просто ремесло, а самое настоящее искусство, в котором есть свои шедевры: целые сюжетные композиции, картины, панно и т.п. Опытные дизайнеры интерьеров хорошо это понимают и широко используют витражи в своей работе.

Их разновидностей существует множество, а наиболее распространенными витражами являются наборные. Процесс их создания начинается с того, что делается эскиз будущего изделия. После этого по контурам из разноцветного художественного стекла вырезаются отдельные элементы и помещаются на специальную наборную поверхность, где и составляются в единую картину. Этот метод считается классическим и изготовление витражей в соответствии с ним обходится достаточно дорого.

Очень популярны также и так называемые паяные витражи. Кусочки художественного стекла, которые их составляют, не соприкасаются непосредственно между собой, а вставляются в предварительно изготовленную свинцовую раму и прочно крепятся в ней.

Нередко изготовление витражей производится на основе технологии фьюзинга. Ее особенностью является то, что основой готового изделия является лист прозрачного стекла, на котором составляется мозаика из предварительно подготовленных элементов из стекла цветного. После этого заготовка обжигается в специальной печи при высокой температуре.

Для декорирования дверей и мебели часто используют так называемые фацетные витражи. Их главная «изюминка» состоит в том, что элементы художественного стекла ограняются по краям и вставляются в жесткую металлическую рамку. Такие витражи очень хорошо передают игру света.

Настоящую революцию в «витражном деле» совершил американец Луи Тиффани. Его технология вкратце состоит в том, что все стеклянные элементы сначала оборачиваются в специальной лентой из клейкой медной фольги, затем спаиваются между собой обычным оловянным припоем. На заключительном этапе витраж покрывается патиной. Этот метод делает доступным изготовление витражей не только на плоскости, но и в объеме (как сейчас модно говорить, в 3D).

Достаточно редкой и довольно сложной техникой изготовления витражей является моллирование. Оно состоит в том, что плоское цветное художественное стекло разогревается до высокой температуры, и после того, как оно станет пластичным, из него изготавливаются объемные элементы, которые впоследствии и становятся составными частями витража.

 

Самостоятельное выполнение витражей.

Чтобы изготовить витражи своими руками, необходимо определиться с технологией. Затем изучить материалы и инструменты, которые потребуются. И  приступить к изготовлению.

Самоклеющийся витраж своими руками.

На сегодняшний день очень многие хотят сделать витраж своими руками, исходя из соображений экономичности и, конечно же, потому, что украшать интерьер самостоятельно интересно и очень приятно. Самоклеющийся витраж - самый простой и быстрый способ самостоятельно украсить интерьер своего дома.

Заливные витражи своими руками.

Заливные витражи - имитация, но при правильном подходе, выглядящая очень достойно. Основными преимуществами заливных витражей являются относительная простота изготовления и практически любая форма деталей.

Для изготовления заливного витража Вам понабиться:

1. Эскиз.

Разрабатывается самостоятельно на непрозрачной бумаге.

2. Контур.

Контур используется для имитации шва между деталями витража. В качестве контура используется специальная контурная краска, обладающая густой консистенцией, или специальная контурная лента. Контурные краски выпускаются различных цветов. Таких как: черный, медь, золото и т.д.

3. Основа.

Заливной витраж может быть выполнен на любой твердой поверхности. Но основной поверхностью является, естественно – стекло. Основой может служить как простой кусок стекла, так и стакан или ваза.

4. Витражные краски и лаки.

При выборе краски важно учитывать, как Вы будете наносить витражную краску. На горизонтально расположенную поверхность можно лить как густые витражные краски, так и лаки для стекла. С поверхности, расположенной под углом к горизонту, жидкие краски и лаки могут растечься. Лаки для стекла используются в случае, когда изделие должно оставаться в большей степени прозрачным. Такие краски как Gallery Glade, производимые компанией Plaid, гораздо гуще, чем лаки, и дают возможность работать даже с вертикальными поверхностями. Густыми красками можно добиваться эффекта рельефности стекла и делать разноцветные разводы.

5. Распределитель краски.

Так как любая жидкость имеет свое поверхностное натяжение, краску часто приходиться принудительно распределять по поверхности заливаемой детали. Распределитель имеет вид карандаша, с наконечником достаточно острым, чтобы иметь возможность загнать краску в самый острый угол заливаемого фрагмента.

 

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели историю, разобрали основные приемы изготовление витражей, некоторые техники. Самостоятельно создали алгоритм заливного витража.

В ходе работы самостоятельно на практике создали заливной витраж картину школы, выполненную на стекле, несколько картинок самоклеющегося витража.

Витражи являются не только одним из самых красивых и необычных украшений, сделанных из стекла, но и искусством! Издавна витражи широко использовались в храмах, в настоящее же время - являются украшением квартир, загородных домов и тому подобных жилых и нежилых помещений. Красоту витражей можно описывать бесконечно, а об их истории - говорить часами!

 

Литература

1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Артия. Прага. 1980 г.

2. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск. Титул. 1996.

3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/