Вы здесь: Home НОУ Uncategorised "Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района-посёлок Софийск" (участник: Ран Андрей, уч. 9 кл., науч. рук: Смирнова Н. и).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
«Летопись родных мест – 2013»
Исследовательская краеведческая работа
«Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик»
Автор: Ран Андрей Павлович
9 класс
МКОУ СОШ № 9
682086 п. Софийск, Хабаровского края, Верхнебуреинского района
ул. Советская, д.1
Руководитель:
Смирнова Надежда Ильинична
преподаватель истории МКОУ СОШ №9
телефон: 8-914-219-81-72
2013 год
2
Содержание
Введение ____________________________________________________ 3
Глава1. История возникновения и становления поселка Ниманчик _______ 5
1.1. Появление первых тунгусских племен в верховьях Буреи ____________5
1.2. Население _________________________________________________5
1.3. Основные занятия кочевого населения ____________________________6
Глава 2. Ниманчик в 1930 – 1960-х годах __________________________7
2.1.Образование колхоза имени Колесова_____________________________7
2.2. Социально-бытовые условия жизни людей _____________________ 8
2.3. «Огневые сороковые» ______________________________________ 9
2.3.1. «Антон и Антонычи» _____________________________________ 9
2.4. От «Северной Зари» до заката ______________________________ 10
Заключение __________________________________________________12
Библиографический список _____________________________________14
Приложения _________________________________________________15
3
ВВЕДЕНИЕ
«Я понял.
К счастью иль к несчастью,
Но на всеобщей на Земле
Есть мой, единственный участок ...»
В.С. Еращенко
Обоснование. В данной исследовательской работе рассматриваются свидетельства очевидцев рождения и исчезновения поселка Ниманчик, который находился на территории Верхнебуреинского района. Мы должны научиться извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня. А для этого надо иметь желание разобраться в событиях прошлого, а письменных свидетельств о них очень мало. Поэтому розыск участников тех исторических событий, запись их воспоминаний – задача большой важности. Надо знать – чтобы помнить и не повторять ошибок прошлого.
Актуальность. Пробелы в истории, невозможно восполнить только с помощью архивных документов. В данной работе сделана попытка собрать воедино сведения о поселке Ниманчик. Очень важно сохранить воспоминания о жизни людей в исчезнувших поселенияхи пока еще есть возможность пополнить то, что известно, новыми фактами и новыми сведениями. В последние годы у многих людей появилась потребность осмыслить свои корни, восстановить связь поколений. Возникает интерес к истории, к людям. Пришло время взглянуть на некоторые события по-новому, иногда как бы с разных сторон. Автор данной работы уверен в том, что данное исследование привлечет внимание не только учащихся школы, но и их родителей, а также других жителей нашего поселка, многие из которых являются детьми, внуками и правнуками тех, кто переехал в Софийск жить в
4
связи с закрытием поселка Ниманчик. Это и будет повышением интереса к истории родного края и истории нашей Родины.
Цель работы: проанализировать историю поселка Ниманчик в контексте экономического развития Хабаровского края в XXвеке.
Задачи: 1. Рассмотреть социально-экономическое развитие поселка Ниманчик;
2. Рассмотреть взаимосвязь развития Хабаровского края и поселка Ниманчик.
Практическая значимость: работа может быть полезна преподавателям и ученикам в школе при изучении ХКК ГОС, в работе школьной библиотеки и краеведческого музея, всем, кто интересуется историей родного края. Несомненный интерес она вызовет у тех, кто неравнодушен к сохранению наследия наших предков. Польза всем любителям краеведения.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав,заключения, библиографического списка, приложений. В первой главе «История возникновения и становления Ниманчика» рассказывается о появление первых тунгусских племен в верховьях Буреи, о его населении и его основных занятиях. Во второй главе «Ниманчик в 1930 – 1960-х годах» говорится о жизни коренных малочисленных народов в таежном поселке со дня его основания и до закрытия.
5
Глава1. История возникновения и становления Ниманчика
1.1. Появление первых тунгусских племен в верховьях Буреи
Через Буреинский перевал испокон веков «ходили» от берегов Охотского моря к далекой сибирской реке Лене и обратно через территорию нашего района дикие племена эвенков-кочевников (тунгусов) охотников и оленеводов. «Звероловство и охота составляют одно из главных занятий кочующих инородцев... Звериная охота (главным образом соболий промысел) развита более в хребтах Буреинского округа. Пушнина и панты уходят главным образом за границу» - такая запись сделана русским географическим обществом в 1910 году. «Предполагают, что появление первых тунгусских оленеводческих племен в верховьях Буреи относится к XIV веку. Первые сведения о народах, живущих в бассейне верхнего и среднего течения реки Буреи относится к периоду между 40-ми и 70-ми годами XIX века и содержатся в работах А.Ф. Миддендорфа.{9}Туземцы, так называли эвенков, занимались охотой, оленеводством и вели кочевой образ жизни. Вслед за ними поселялись якуты, которые преимущественно занимались торговлей, сильно наживаясь и закабаляя туземцев. Русское население появилось намного позднее» - такова характеристика народов, живущих на территории нашего района. {1}
1.2. Население
Население района было очень малочисленным: по переписи 1926 года на территории более чем в 70 тыс. кв. км было записано всего 392 человека, из них эвенков и якутов 354 и 38 русских. В 1939 году, в связи со строительством ургальских шахт, в нашем районе уже насчитывалось 698 человек эвенков и якутов и более 7 тысяч русских и других национальностей. Значительное увеличение численности населения за счет переселенцев не
6
могло не сказаться на положении коренных малочисленных народов. Если до 1930 года они представляли собой значительную прослойку населения и являлись влиятельной социальной группой, то затем они просто растворились в общем населении района и потеряли прежнее значение. {5}
1.3. Основные занятия кочевого населения
Охота и извоз на оленях являлись основным занятием кочевого населения. По статистическим данным в 1931 году 82,1 процента денежного дохода кочевого населения получалось от охоты, 13,3 процента от извоза, 2,4 процента от службы и 1,7 процента от прочих видов работы. {7} До образования колхоза на территории поселка Ниманчик проживало местное население, жители которого вели индивидуальное хозяйство – это небольшие стада оленей, домашний рогатый скот. Население - эвенки промышляло пушниной, занималось мясозаготовкой. Само слово «эвен» - означает оленьи люди. Поэтому, основным занятием местных жителей было оленеводство. Вторым по значению занятием была охота. Охотились на кабаргу, сохатого, медведя, других животных и конечно на пушного зверя, в первую очередь – соболя. {8}
Особенностью коренных малочисленных народов была ранняя вовлеченность детей в хозяйственную деятельность. Мальчики 5-6 лет охотились с луком на птиц и мелких зверьков. С 8-9 лет их брали на рыбную ловлю и охоту, приучая находить зверей и ставить ловушки. В 10-12 лет они уже охотились и рыбачили самостоятельно. Дети оленеводов с 5-6 лет учились, играя, набрасывать аркан на оленя. В 9-10 лет они были пастухами в оленьих табунах. К 12 годам они умели обращаться с животными и упряжью, править при езде на нартах, ездить верхом. {6}
7
Глава 2. Ниманчик в 1930 – 1960-х годах
2.1. Образование колхоза имени Колесова
Каким бы отдаленным не был наш район, он не остался в стороне от перемен, которые проходили в нашей стране. Коллективизация докатилась и до наших отдаленных мест. С процессом коллективизации неразрывно был связан переход кочевого населения на оседлый образ жизни.
В 25-ти км от поселка Софийск по трассе Чегдомын – Софийск располагался поселок Ниманчик. Лежал он в низовье, у подножия крутой сопки, на правом берегу реки Ниман.
Возник этот поселок в 1932 году, в период правительственных решений о создании колхозов, когда в 1929 году И.В. Сталин выдвинул лозунг практического проведения массовой коллективизации. Колхозно-совхозное строительство являлось важнейшим направлением аграрной политики Коммунистической партии Советского Союза. К организации колхозов были привлечены городские жители, члены КПСС. Они направлялись в деревни с целью исполнения обязанностей председателей колхозов. Одним из таких «выдвиженцев» был товарищ Колесов, который организовал колхоз в поселке Ниманчик. Сначала колхоз был назван в честь председателя «Колхоз имени Колесова», но позже, в 1950-е годы, переименовали в колхоз «Северная Заря».
С образованием в поселке Ниманчик колхоза, сюда приехали на постоянное место жительства многие жители из поселков нашего района: Умальты, Чегдомына, Тырмы. В первую очередь это люди, которые верили в будущее колхозов, хотели устроить свою жизнь так, чтобы принести как можно больше пользы своей стране.
8
Сначала это был колхоз по выращиванию оленей. Но не всё население хотело вести коллективное хозяйство. Так же как и в других районах страны в «Колхозе имени Колесова» стали применять насильственные методы, т.е. заставляли силой вступать в колхоз и сдавать своих оленей.
Население поселка было многонациональным: якуты, эвенки, немцы, русские, китайцы. Из жителей поселка было создано две бригады. На каждую бригаду приходилось по 160 голов оленей. В 1940-е годы колхозникам было предложено содержать и сдавать государству не только оленей, но и мясо крупного рогатого скота, а так же свинину. {2}
2.2. Социально-бытовые условия жизни людей
Сельский Совет образовался не сразу, а в 1934 году. Школы в то время тоже не было. Дети учились в поселке Софийск, где был организован интернат. Приезжая домой на каникулы, дети организовывали концерты для своих родителей и жителей поселка в клубе, который был построен в первые дни создания колхоза. В нем проводили собрания, сходы, вечера отдыха, концерты.
Начальную школу построили и открыли только в послевоенные годы. Первая учительница – Юлия Юрьевна, выпускница Ленинградского педагогического института, который и готовил педагогические кадры для работы с коренными малочисленными народами Севера. Вторым учителем уже была местная жительница – Лиханова Антонина Григорьевна.
Одним из благ, которое вспоминают старожилы - общественная баня.
9
Недалеко, в 9-ти километрах от поселка Ниманчик, в устье ключа Федоровский, находилось поселение Чинхай, где жили зажиточные якуты. Они промышляли пушнину и вывозили ее в Якутию на лошадях. В Чинхае была церковь, куда на службу ходили жители поселка Ниманчик. {3}
2.3. «Огневые сороковые»
Во время Великой Отечественной войны в поселке Ниманчик многие семьи проводили на фронт своих отцов, братьев, сыновей на защиту своего Отечества. Охотники и следопыты, на фронте они стали снайперами. Они защищали Москву, стояли насмерть под Сталинградом, воевали на других фронтах. Мало кто вернулся с войны домой живым. Среди тех, кто вернулся были: Кононов Антон Николаевич Иванов Дмитрий Николаевич, Соловьев Михаил Николаевич, Савинов Иван Леонтьевич и другие.
2.3.1. «Антон и Антонычи»
Ветеран Великой Отечественной войны Кононов Антон Николаевич после закрытия поселка Ниманчик долгие годы проживал в Софийске. Воспоминаниями о нем поделился житель нашего поселка, человек, который долгие годы был главой администрации Софийска - Косицин Виктор Алексеевич. Судьба Антона Николаевича, его жизненный путь – это путь всех ветеранов войны, вернувшихся с фронта. Эти люди мужественно сражались на фронте защищая Родину и достойно прожили свою жизнь в мирное время оставив после себя добрую память в сердцах людей.
«Как гласит народная молва – истинное лицо человека проявляется в экстремальных условиях – на войне и на охоте. Антон Николаевич Кононов с детских лет был охотником. Пас оленей в Верхнебуреинской тайге, ходил один на зверя. Как и всякий представитель народностей Севера не
10
знал, что такое корысть и злоба. Он не мог и подумать, что есть звери еще страшнее, с человеческим лицом, под названием фашизм. Молодым парнем Антон попал в самое горнило войны, туда, где решалась судьба нашей Победы – в Сталинград. Он не совершил подвигов, может и не убил ни одного врага – был тяжело ранен в первом же бою. Но в той крови, которую пролили миллионы наших людей, есть много и его крови, молодого парня из далекого поселка Ниманчик, который наверняка не значился ни на одной карте Родины. После лечения всю свою жизнь Антон Николаевич прожил в нашем поселке Софийск, где трудился и охотился, инвалид, не требуя себе поблажки. Похоронен в Якутии по месту жительства младшего сына, а фамилия его навечно высечена на памятнике воинам-фронтовикам в поселке Софийск. Вырастил и воспитал троих сыновей – Олега, Антона и Андрея. Таких же тружеников и охотников, каким был и сам. Всем дал образование. Олег (три года назад скоропостижно умер) – геолог, Антон – горняк, Андрей – механик. И всех их люди называют не по имени, а по отчеству – Антонычи, а это надо заслужить».
2.4. От «Северной Зари» до заката
В послевоенные годы на месте колхоза был организован коопзверпромхоз «Северная Заря». Основной деятельностью - являлось выращивание оленей, охотопромысел, сбор дикоросов, сбор лекарственных растений, изготовление национальных изделий. Было создано подсобное хозяйство, где выращивали: картофель, свёклу, морковь, капусту.
Все население было занято работами по выращиванию животных, кормов для скота, заготовкой мяса, пушнины.
11
Поселок Ниманчик закрылся в 1963 году как неперспективный. Жители поселка: Соловьевы, Катаевы, Никифоровы, Ефремовы, Софроновы, Герчман, Колесовы, Поротовы, Чудинов были переселены в поселки Шахтинск и Софийск, где сейчас живут их внуки и правнуки. {3}
В конце 1970-х годов на месте поселка Ниманчик оставались стоять только несколько пустых и нежилых домов недалеко от реки Ниман.
В настоящее время от поселка осталось только название, да память немногих старейших жителей поселка Софийск: Кирилловой Марфы Афанасьевны, Кириллова Владимира Николаевича.
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученных источников можно сделать следующее выводы. Политика государства, в отношении коренных народов в 1930-х годах XX века, изменила их вековой социальный облик. Произошли перемены в традиционных видах экономической деятельности: оленеводстве, зверобойном промысле и охоте.
Повышение грамотности сопровождалось ломкой старых традиций и образа жизни малочисленных народов, что привело к растворению их самобытности в массиве общей советской культуры.
Процесс социализации со всеми плюсами и минусами привел к исчезновению многих поселений коренных малочисленных народов. Одним из таких примеров является исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик.
Под русским влиянием у малых народов появились новые отрасли труда: земледелие, культурное скотоводство. Однако они пришли в противоречие с традиционными ремёслами из-за совпадения сезонности их выполнения.
Политика оседлости стала главным условием успеха экономической социализации коренных народов. При интеграции жизни коренных народов в экономику страны почти не учитывались особенности и самобытность их прежних форм хозяйства, что и привело к нарушению связи между поколениями.
На основании анализа и обобщения источников была достигнута цель работы. Эта цель заключалась в том, чтобы проанализировать историю поселка Ниманчик в контексте экономического развития Дальнего Востока в
13
XX веке. Каким бы отдаленным и труднодоступным местом не был любой населенный пункт, он не может жить и развиваться сам по себе. Любая
отдаленная точка на карте страны тесно связана с экономической и политической жизнью государства. На взгляд автора данной работы, пробелы в истории, невозможно восполнить только с помощью архивных документов. Поэтому розыск участников исторических событий, запись их воспоминаний – задача большой исторической важности. Работа над темой «Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик» помогла восстановить историческую картину прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей. А это и есть сама история.
14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли – М.: Северные просторы, 1999. – с.193-196. – (Полярная энциклопедия школьника).
2.Кириллов В.Н. Воспоминания. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.4-7.
3.Кириллова М.А. Воспоминания. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.7-9.
4. Косицын В.А. Воспоминания. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.3-4.
5. Латышева А.Г. «Рабочее слово» - 1987. – 11 февраля, с. 4.
6. «Народы Приамурья» - альбом. / Из фондов краеведческого музея МКОУ СОШ №9 п. Софийск. – с.9-14.
7. Пикалов Ю.В., Асеев А.А. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока СССР в 1922-1941 гг. Социальное развитие. – 2-е изд, испр. и доп. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. госуд. гуманит. университета, 2012. – с. 9-
8. «Рабочее слово» - 1987. – 30 мая, с. 3.
9.Тимошенко Л.С. «Рабочее слово» - 1987. – 17 января, с. 3.
15
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 1
Карта – схема Верхнебуреинского района
16
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 2
План п. Ниманчик.
17
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 3
Условные знаки к плану п. Ниманчик.
18
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 4
Поротов Николай Иннокентьевич, Поротов Константин Иннокентьевич:
Два брата. Возили дрова на фабрику на оленях в прииск «Зинаидинск»
Фотография датируется 26 июня 1936 г.
19
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 5
Перед охотой
Слева направо: Соловьёв Анатолий Николаевич (оленевод, сын); Соловьёв Николаевич Афанасьевич (оленевод, отец); Чудинов Афанасий Афанасьевич (оленевод, отец Марфы Афанасьевы); Кирилов Константин Семёнович (бухгалтер в колхозе).
20
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 6
Поротов Николай Иннокентьевич, Поротов Константин Иннокентьевич:
Два брата. Возили дрова на фабрику на оленях в прииск «Зинаидинск»
Фотография датируется 26 июня 1936 г.
21
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 7
Идет собрание в клубе.
Слева – Старостин Николай (член правления), справа – Исаков Василий (он являлся председателям сельсовета)
Исаков Василий погиб на фронте во время ВОВ.
22
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 8
Фрагмент газеты «Рабочее слово» от 17 января 1987 года
23
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 9
Фрагмент газеты «Рабочее слово» от 11 февраля 1987 года
24
«Летопись родных мест – 2013»
Приложение № 10
Сведения об авторе исследовательской работы
«Исчезнувшее поселение Верхнебуреинского района – поселок Ниманчик»
Ран Андрей Павлович
Дата рождения: 27.10.1998 года.
Паспорт серия 08 12 № 089401
Паспорт выдан: отделением УФМС России по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе
Дата выдачи: 02. 11. 2012 года
Почтовый адрес:
682086 п. Софийск, Хабаровского края, Верхнебуреинского района,
улица Октябрьская, дом 15, кв. 1.
Ран Андрей Павлович