Вы здесь: Home НОУ Uncategorised «КИСЛОРОД» (участник: Скрипник Вячеслав, уч. 9 кл., науч. рук: Кузьмина А.И) (ссылка)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ « ПОСЕЛОК СОФИЙСК»
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Кафедра: естественно - научная
Секция «химии»
Тема: «КИСЛОРОД»
Исследовательская работа по химии
Выполнил: ученик
Скрипник Вячеслав
9 класс
МБОУ СОШ №9
Научный руководитель: Кузьмина Анастасия Ивановна
учитель биологии, географии, химии МБОУ СОШ №9
п.Софийск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.3
1.Значение кислорода в жизни людей. стр.5
2. Промышленный способ получения кислорода стр.5
3. Получение кислорода в лаборатории из пероксида водорода стр.6
3.1. Опыт 1. стр. 6
4. Получение кислорода в лаборатории из перманганата калия стр. 7
4.1. Опыт 2. стр. 7
Заключение стр. 8
Список рекомендованной литературы. стр. 9
Приложение стр.10
Введение
Процессы горения и дыхания издавна привлекали внимание ученых. Первые указания на то, что не весь воздух, а лишь "активная" его часть поддерживает горение, обнаружены в китайских рукописях 8 века. Много позже Леонардо да Винчи (1452-1519) рассматривал воздух как смесь двух газов, лишь один из которых расходуется при горении и дыхании. Окончательное открытие двух главных составных частей воздуха - азота и кислорода, сделавшее эпоху в науке, произошло только в конце 18 века. Кислород получили почти одновременно К. Шееле (1769-70) путем прокаливания селитр (KNO3, NaNO3), двуокиси марганца МnО2 и других веществ и Дж. Пристли (1774) при нагревании сурика Рb3О4 и оксида ртути HgO. В 1772 году Д. Резерфорд открыл азот. В 1775 году А. Лавуазье, произведя количественный анализ воздуха, нашел, что он "состоит из двух (газов) различного и, так сказать, противоположного характера", то есть из Кислорода и азота. На основе широких экспериментальных исследований Лавуазье правильно объяснил горение и дыхание как процессы взаимодействия веществ с кислородом. Поскольку кислород входит в состав кислот, Лавуазье назвал его oxygene, то есть "образующий кислоты" (от греч. oxys - кислый и gennao - рождаю; отсюда и русское название "кислород").
Мне всегда было интересно, чем мы дышим. Мне стало любопытно. И я обратилась к всемирной паутине.
Возник вопрос: как и почему выделяется кислород и как это можно проследить?
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цели:.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о кислороде.
2. Развивать творческую исследовательскую активность детей.
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
4. поддерживать интерес к науке «химия».
Использованы соответствующие методы исследования:
Материалы:
Вещества:
Объект исследования : кислород, собранный в лабораторных условиях
Предмет исследования : обнаружение кислорода.
Гипотеза: В ходе исследовательской работы я предлагаю вам узнать, можно ли самостоятельно выделить кислород. Данные опыты не очень сложны, но достаточно кропотливый, и провести его могут школьники среднего звена, так как нужно быть предельно аккуратным и соблюдать все правила по технике безопасности. (Приложение 1)
1.Значение кислорода в жизни людей
Кислород (лат. Oxygenium), О, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева; атомный номер 8, атомная масса 15,9994. При нормальных условиях кислород газ без цвета, запаха и вкуса. Трудно назвать другой элемент, который играл бы на нашей планете такую важную роль, как кислород.[2, п.21]
Кислород - самый распространенный химический элемент на Земле. Связанный кислород составляет около 6/7 массы водной оболочки Земли - гидросферы (85,82% по массе), почти половину литосферы (47% по массе), и только в атмосфере, где кислород находится в свободном состоянии, он занимает второе место (23,15% по массе) после азота.[3, п.27]
Кислород стоит на первом месте и по числу образуемых им минералов (1364); среди минералов, содержащих кислород, преобладают силикаты (полевые шпаты, слюды и другие), кварц, оксиды железа, карбонаты и сульфаты. В живых организмах в среднем около 70% кислорода; он входит в состав большинства важнейших органических соединений (белков, жиров, углеводов и т. д.) и в состав неорганических соединений скелета.[6, п21] Исключительно велика роль свободного кислород в биохимических и физиологических процессах, особенно в дыхании. За исключением некоторых микроорганизмов-анаэробов, все животные и растения получают необходимую для жизнедеятельности энергию за счет биологического окисления различных веществ с помощью кислорода.[4, п.19]
Вся масса свободного кислорода Земли возникла и сохраняется благодаря жизнедеятельности зеленых растений суши и Мирового океана, выделяющих кислород в процессе фотосинтеза. На земной поверхности, где протекает фотосинтез и господствует свободный кислород, формируются резко окислительные условия. Напротив, в магме, а также глубоких горизонтах подземных вод, в илах морей и озер, в болотах, где свободный кислород отсутствует, формируется восстановительная среда. Окислительно-восстановительные процессы с участием кислорода определяют концентрацию многих элементов и образование месторождений полезных ископаемых - угля, нефти, серы, руд железа, меди и т. д.. Изменения в круговороте кислорода вносит и хозяйственная деятельность человека. В некоторых промышленных странах при сгорании топлива расходуется кислорода больше, чем его выделяют растения при фотосинтезе. Всего же на сжигание топлива в мире ежегодно потребляется около 9·109 т кислорода.[7]
2. Промышленный способ получения кислорода
Существует 3 основных способа получения Кислорода: химический, электролизный (электролиз воды) и физический (разделение воздуха).
Химический способ изобретен ранее других. Кислород можно получать, например, из бертолетовой соли КClОз, которая при нагревании разлагается, выделяя О2 в количестве 0,27 м3 на 1 кг соли. Оксид бария ВаО при нагревании до 540°С сначала поглощает Кислород из воздуха, образуя пероксид ВаО2, а при последующем нагревании до 870°С ВаО2 разлагается, выделяя чистый Кислород. Его можно получать также из KMnO4, Ca2PbO4, К2Сг2О7 и других веществ при нагревании и добавлении катализаторов. Химический способ получения Кислорода малопроизводителен и дорог, промышленного значения не имеет и используется лишь в лабораторной практике.
Электролизный способ состоит в пропускании постоянного электрического тока через воду, в которую для повышения ее электропроводности добавлен раствор едкого натра NaOH. При этом вода разлагается на Кислород и водород. Кислород собирается около положительного электрода электролизера, а водород - около отрицательного. Этим способом кислород добывают как побочный продукт при производстве водорода. Для получения 2 м3 водорода и 1 м3кислорода затрачивается 12-15 кВт·ч электроэнергии.[5, с.327-334]
Разделение воздуха является основным способом получения кислорода в современной технике.
В промышленных целях кислород необходимо получать в больших объёмах и максимально дешёвым способом. Такой способ получения кислорода был предложен лауреатом Нобелевской премии Петром Леонидовичем Капицей. Он изобрёл установку для сжижения воздуха. Как известно, в воздухе находится около 21% по объему кислорода. Кислород можно выделить из жидкого воздуха методом перегонки, т.к. все вещества, входящие в состав воздуха имеют разные температуры кипения. Температура кипения кислорода - -183°С, а азота - -196°С. Значит, при перегонке сжиженного воздуха первым закипит и испарится азот, а затем – кислород.[7]
3. Получение кислорода в лаборатории из пероксида водорода
В лаборатории кислород требуется не в таких больших количествах, как в промышленности. Обычно его привозят в голубых стальных баллонах, в которых он находится под давлением. В некоторых случаях всё же требуется получить кислород химическим путём. Для этого используют реакции разложения.
3.1.Опыт 1.
Нальем в чашку Петри раствор пероксида водорода. При комнатной температуре пероксид водорода разлагается медленно (признаков протекания реакции мы не видим), но этот процесс можно ускорить, если добавить в раствор несколько крупинок оксида марганца (IV). Вокруг крупинок черного оксида сразу начинают выделяться пузырьки газа. Это кислород. Как бы долго ни протекала реакция, крупинки оксида марганца (IV) в растворе не растворяются. То есть, оксид марганца (IV) участвует в реакции, ее ускоряет, но сам в ней не расходуется.[1, с.66]
Вещества, которые ускоряют реакцию, но не расходуются в реакции, называют катализаторами.
Реакции, ускоряемые катализаторами, называют каталитическими.
Ускорение реакции катализатором называют катализом.
Таким образом, оксид марганца (IV) в реакции разложения пероксида водорода служит катализатором. В уравнении реакции формула катализатора записывается сверху над знаком равенства. Запишем уравнение проведенной реакции. При разложении пероксида водорода выделяется кислород и образуется вода. Выделение кислорода из раствора показывают стрелкой, направленной вверх:
4.Получение кислорода в лаборатории из перманганата калия
В повседневной жизни вы наверняка сталкивались с веществом, которое в быту называется «марганцовкой». Химическое название этого вещества – перманганат калия, его химическая формула: KMnO4.
При нагревании перманганат калия разлагается с образованием кислорода.
4.1.ОПЫТ 2.
Для опыта нужна пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпают кристаллический перманганат калия. При нагревании перманганат калия разлагается, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу – приемник. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Если опустить в колбу с собранным кислородом тлеющую лучину, то она ярко вспыхнет.[1, с.67]
2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑
Заключение
В ходе исследовательской работы я выяснил, что кислород – это – газ без цвета и запаха и тяжелее воздуха, поддерживает горение - и именно это свойство используется для его обнаружения. И из всего выше сказанного можно сделать вывод, что он малорастворим в воде. Вступает в реакции с простыми веществами, образуя оксиды. А так же я подтвердил свои догадки, что кислород необходим для поддержания жизни, так как там где присутствует кислород есть жизнь.
Список рекомендованной литературы.
1. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.66-67)
2. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2012. (§21)
3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§27)
4. Химия: неорган. химия: учеб. для 8кл. общеобр. учрежд. /Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§19)
5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
6. Химия 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М: Дрофа, 2006 (§21)
7. Интернет «Популярная библиотека химических элементов».
Приложение
Меры предосторожности
Работа со спиртовкой:
Работа со стеклом:
Проверка прибора на герметичность: