Вы здесь: Home Ресурсный центр. Uncategorised Ориентационный курс "Твоя профессиональная карьера" 9 класс
Пояснительная записка
Курс «Твоя профессиональная карьера» призван оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве своей будущей карьеры, помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда. Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Курс «Твоя профессиональная карьера» помогает подросткам соотнести свои индивидуальные способности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Выбор профессии – это сложный ответственный шаг в жизни каждого человека. Наступает момент, когда надо задуматься о своем будущем, о том, что делать после окончания школы. Вопрос о поиске будущей профессии является одним из главных, судьбоносным, потому что задает направленность всего дальнейшего профессионального и жизненного пути.
Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы.
Под зрелостью понимается такой выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным особенностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе они могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни. Приобщение к психологическим знаниям о человеке имеет особенно важное значение на этапе профильного обучения, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления и у старшеклассников идет формирование информационной основы принятия решения о выборе профессионального пути и мотивации к профессиональной ориентации. Чем глубже старшеклассник осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о своём дальнейшем жизненном пути.
Курс «Твоя профессиональная карьера» призван помочь ученику осознать себя, свои достоинства и недостатки, интересы и склонности, научить понимать себя и осознавать себя как полноценного члена нашего общества, умеющего определять наиболее верные пути своей жизненной и профессиональной карьеры.
Элективный курс профильного обучения «Твоя профессиональная карьера» является прикладным и рассчитан на 34 часа, включает в себя, как теоретические, так и практические занятия. Курс разработан на основе методических рекомендаций группы учёных Российской Академии образования под руководством С.Н. Чистяковой.
Цели курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получения знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе изучения профессии.
Задачи курса:
Ø получения учащимся конкретных знаний о себе и освоения ими методов и приёмов психологического познания себя и другого человека;
Ø формирование информационной основы принятия решения о выборе дальнейшего профессионального пути, психологической готовности к деятельности, мотивация к профессиональной ориентации;
Ø сформировать положительные отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
Ø развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социальных - экономических условиях;
Ø коррекция представлений о профессиональных перспективах и адекватных социальных установках и ориентациях, содействия выбору профессии.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда и жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его в условиях рыночной экономики; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса профильного обучения
«Твоя профессиональная карьера»
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
в том числе |
Форма контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
|
2. |
Личность и профессия |
10 |
6 |
4 |
|
|
Правила выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо») |
3 |
2 |
1 |
|
|
Склонности и интересы в профессиональном выборе |
2 |
1 |
1 |
|
|
Возможности личности в профессиональной деятельности |
2 |
1 |
1 |
Проектная работа |
|
Социальные проблемы труда |
2 |
1 |
1 |
|
|
Профконсультационные услуги |
1 |
1 |
|
|
3. |
Путь к самопознанию. Образ «Я» |
15 |
7 |
8 |
|
|
Внутренний мир человека и возможности его познания |
6 |
3 |
3 |
|
|
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде |
9 |
4 |
5 |
|
4. |
Профессиональная карьера в системе рыночных отношений |
5 |
3 |
2 |
|
|
Человек среди людей |
2 |
1 |
1 |
|
|
Рынок труда и его требования к профессионалу |
3 |
2 |
1 |
Проектная работа |
5. |
Моя профессиональная карьера |
3 |
1 |
2 |
|
|
Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии |
1 |
|
1 |
Проектная работа |
|
Моя профессиональная карьера |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
18 |
16 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Лекция. Цели и содержание курса. Специфика занятий.
Раздел1. Личность и профессия (10ч.)
Тема 1. Правила выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо») (3 часа)
Лекция
«Хочу» - склонности, желания, интересы.
«Могу» - физиологические и психологические ресурсы личности.
«Надо» - потребности рынка труда в кадрах.
Типичные ошибки при выборе профессии.
Диагностические методики: Опросник «Ориентация»
Тема 2. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») (2 часа)
Беседа. Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы: познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения.
Диагностическая процедура: Опросник «Мотивы выбора профессии».
Развивающие процедуры: Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
Тема 3. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») (2 часа)
Беседа. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.
Диагностические процедуры: Методика самооценки и индивидуальных возможностей. Учет состояния здоровья при выборе профессий.
Практическая (проектная) работы – знакомство с описанием профессий. Профессиограммы.
Тема 4. Социальные проблемы труда («надо») (2 часа)
Лекция. Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Цель труда и его результат. Характер труда. Культура труда. Процесс и условия труда. Предметы и средства труда.
Диагностические процедуры. Активизирующий опросник «Будь готов!»
Тема 5. Профконсультационные услуги (1 час)
Лекция. Виды профконсультаций. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
Раздел 2. Путь к самопознанию. Образ «Я» (15 часов)
Тема 1. Внутренний мир человека и возможности его познания (6 часов)
Беседа. Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Характерологические особенности личности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности. Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Работоспособность.
Диагностические процедуры. Анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенка, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля» и др.. Самонаблюдение за динамикой настроения. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темпераментов.
Практическая (проектная) работа – конкурс «Угадай профессию».
Тема 2. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде (9 часов)
Беседа. Память и её основные процессы. Способность к запоминанию. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Мышление. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.
Диагностические процедуры: «Оперативная память», «Образная память», «Перепутанные линии», «Сложение фигур», «Сложные ассоциации», «Текст с противоречиями», «Пиктограмма», «Включение фигуры» и др. развивающие процедуры. «Магическая фигура», «Муха», «Хромая обезьяна», «Невозможные ситуации», «Способы использования предмета», «Перевоплощение», «На что это похоже» и др.
Раздел 3. Профессиональная карьера в системе рыночных отношений (5 часов)
Тема 1. Человек среди людей (2 часа)
Беседа. Личность и межличностные отношения в коллективе. Совместная деятельность в трудовом коллективе.
Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия», развивающие процедуры: упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (умение вести диалог, убеждать, выступать и др.)
Тема 2. Рынок труда и его требования к профессионалу (3 часа)
Беседа. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Трудоустройство.
Практическая (проектная) работа. Чтение и обсуждение газетных статей о приеме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наем работника». Составление собственного резюме.
Раздел 4. Моя профессиональная карьера (3 часа)
Тема 1. Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии (1 час)
Беседа. Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.
Практические (проектные) работы. Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей.
Тема 2. Моя профессиональная карьера. (2 часа)
Беседа. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средства реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда», «Профконсультация». Анализ профессионального личного плана.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Структурная модель последовательности занятий.
При обучении элективного курса «Твоя профессиональная карьера» используется в основном линейное построение занятий, занятия построены в единой последовательности.
Формы и методы обучения.
Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности учащегося. Основными формами проведения занятий являются: лекции, беседы, практические занятия, диагностические процедуры. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. Поэтому практический материал курса рассчитан не просто на закрепление уже слышанного в лекционном курсе, но и на превентивную поддержку этого курса (за счет активации мышления, самостоятельных проб и ошибок). В связи с этим практические занятия должны готовить учащихся к восприятию теоретического материала, стимулировать у них самостоятельные творческие поиски ответов на возникающие вопросы, побуждать генерировать и проверять разнообразные предположения.
Позиция педагога.
Позиция педагога проводящего занятие должна быть вариативной на протяжении всех занятий. При проведении лекции, беседы учитель должен выступать «информатором» и «экспертом», при проведении практических занятий: «организатором» (на начало занятий), «консультантом» (в течении занятий), «аналитиком» или «экспертом» (при проверке задания), при проведении беседы – «равноправным участником».
Средства обучения.
Оборудование: видеотехника, магнитофон, компьютер.
Материалы: диагностические опросники, тесты, анкеты, компьютерные программы, информационные материалы, видеоматериалы.
Технология обучения.
При изучении элективного курса используются элементы различных видов технологий обучения: продуктивные, проблемные, проектное. В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Контроль результативности изучения учащимися программ
Формы контроля.
Контроль за освоением учебной программы проводиться в разных формах: зачет, беседа, тестирование, выполнение практического задания, проекта.
Образовательные продукты.
Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, соотносят функции профессиональной деятельности. Корректируют собственные профессиональные перспективы.
Система оценивания.
Система оценивания разработана в соответствии с рекомендациями Управления общего и дошкольного образования Администрация г. Норильска.
Курс оценивается, если ученик:
· посетил не менее 65% занятий по данному элективному курсу;
· выполнил проектную работу.
Оценивание освоения изучаемого материала осуществляет по трем уровням: базовый, прикладной, творческий. Результат обучения оформляется записью в зачетном листе учащегося.
Результат оценивается в баллах:
- 1-базовый (учащийся получает знания, но не в полной мере реализует свои знания при выборе будущей профессии)
- 2-прикладной (учащийся знает свои индивидуальные психологического качества, но нуждается в помощи и поддержке при выборе будущей профессии)
- 3-творческий (знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями предъявленными к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений. Развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.)
Критерии оценивания достижения доводятся до сведения школьников на первом занятии.
Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Список литературы
Учебники:
1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл./ Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. –М.: Просвещение. 2000
2. Ты и твоя профессия. М.Бендюков, И.Соломин – С.Петербург. 2000
Методическая литература:
3. Бендюков И.М./Твоя профессиональная карьера. – М.2000.
4. Бондарев В./Выбор профессии. – М.-1989
5. Воробьёв А.М./Тренинг интеллекта – М.-1989
6. Выбираем профессий: 100 вопросов и 100 ответов М.-1990
7. Климов Е.А./Введение в психологию труда М.-1988
8. Климов Е.А./Как выбирать профессию? М.-1990
9. Коломенский Я.Л./Беседы о тайнах психики. Минск.-1990
10. Коломенский Я.Л./Человек психология М.-1986.
11. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для Учителя/С.Н.Чистяковой, И.А.Умовская, Т.И.Шалавиной, А.И.Цуканов; Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-2-е изд.-М: Просвещение 1996.-189 с..
12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Мин, образование РФ. –М.:Дрофа.-2000.
13. Павлютенко Е.М./Кем быть?.Киев.-1989. 16. Переход к рынку: концепция и программа.- М.-1990.
14. Прищицкая Е.Н./Выбирайте профессию. –М.-1990.
15. Технология 5-11 классы/программно-методические материалы. -М.:.Дрофа. 2000.
16. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н./Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. –М.-1987.
Дополнительная литература:
17. Дидактический материал к курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн, для учителей /С.Н.Чистякова, И.А.Умовская.-2-е изд.-М.: Просвещение. 1996.
18. Методические материалы образовательной программы «Профессиональная ориентация молодёжи на рынке труда», блок 3. М.Бендюков, И.Соломин – С.Петербург
19. Лучшие психологические тесты/ Пер. с англ. Е.А. Дружининой. – Харьков
20. Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Минск.: изд-во «Баленок и К».
Календарно-тематическое планирование
ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса
Дата урока |
№ |
Тема урока |
Примечание |
|
1 |
Цели и содержание курса. Специфика занятий. |
|
|
2 |
Правила выбора профессии («хочу», «могу»). |
|
|
3 |
«надо» - потребности рынка труда. Ошибки при выборе профессии. |
|
|
4 |
Склонности и интересы в профессиональном выборе. |
|
|
5 |
Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность. |
|
|
6 |
Социальные проблемы труда. |
|
|
7 |
Виды профконсультационной услуги. |
|
|
8 |
Ограничения при выборе профессии. |
|
|
9 |
Ведущие отношения личности. Роль воли в процессе принятия решений. |
|
|
10 |
Память и её основные процессы. |
|
|
11 |
Внимание, наблюдательность, их развитие. |
|
|
12 |
Способность оперировать пространственными представлениями. |
|
|
13 |
Мышление. Стили кодирования информации. |
|
|
14 |
Человек среди людей. |
|
|
15 |
Совместная деятельность в трудовом коллективе. |
|
|
16 |
Рынок труда и его требования к профессионализму. |
|
|
17 |
Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии. |
|
|
18 |
Моя профессиональная карьера. |
|
Календарно-тематическое планирование
предпрофильной подготовки «Информационная работа» для 9 класса
Дата урока |
№ |
Тема урока |
Примечание |
|
1 |
Диагностическая методика: опросник «Ориентация». |
|
|
2 |
Диагностическая процедура «Мотивы выбора профессии». |
|
|
3 |
Методика самооценки и индивидуальных возможностей. Знакомство с описанием профессии. |
|
|
4 |
Активизирующий опросник «Будь готов». |
|
|
5 |
Анкета здоровья, -тест, опросник Айзенка. |
|
|
6 |
Ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство – тревога», «Какая у меня воля». |
|
|
7 |
Практическая работа – конкурс «Угадай профессию». |
|
|
8 |
Экскурсия в артель «Ниман». |
|
|
9 |
Д.П. «Оперативная память», «образная память», «перепутанные линии». |
|
|
10 |
«Сложные фигуры», «сложные ассоциации», «текст с противоречиями», «пиктограмма». |
|
|
11 |
Д.П. «Магическая фигура», «Хромая обезьяна», «невозможные ситуации». |
|
|
12 |
Развивающие процедуры. «Способы использования предмета», «перевоплощение» и др. |
|
|
13 |
Экскурсия в больницу, СДК, магазины. |
|
|
14 |
Д.П. «Потребность в общении», «диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». |
|
|
15 |
П.Р.Чтение и обсуждение газетных статей о приеме на работу, составление резюме. |
|
|
16 |
Деловые игры «Рынок труда, или наем работника». «Биржа труда», «Профконсультация». Анализ профессионального личного плана. |
|