Главное меню

Форма входа

Ориентационный курс "Твоя профессиональная карьера" 9 класс

 

Пояснительная записка

 

Курс «Твоя профессиональная карьера» призван оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве своей будущей карьеры, помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда. Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Курс «Твоя профессиональная карьера» помогает подросткам соотнести свои индивидуальные способности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Выбор профессии – это сложный ответственный шаг в жизни каждого человека. Наступает момент, когда надо задуматься о своем будущем, о том, что делать после окончания школы. Вопрос о поиске будущей профессии является одним из главных, судьбоносным, потому что задает направленность всего дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы.

Под зрелостью понимается такой выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным особенностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе они могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни. Приобщение к психологическим знаниям о человеке имеет особенно важное значение на этапе профильного обучения, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления и у старшеклассников идет формирование информационной основы принятия решения о выборе профессионального пути и мотивации к профессиональной ориентации. Чем глубже старшеклассник осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о своём дальнейшем жизненном пути.

 Курс «Твоя профессиональная карьера» призван помочь ученику осознать себя, свои достоинства и недостатки, интересы и склонности, научить понимать себя и осознавать себя как полноценного члена нашего общества, умеющего определять наиболее верные пути своей жизненной и профессиональной карьеры.

Элективный курс профильного обучения  «Твоя профессиональная карьера» является прикладным и рассчитан на 34 часа, включает в себя, как теоретические, так и практические занятия. Курс разработан на основе методических рекомендаций группы учёных Российской Академии образования под руководством С.Н. Чистяковой.

Цели курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получения знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе изучения профессии.

Задачи курса:

Ø   получения учащимся конкретных знаний о себе и освоения  ими методов и приёмов психологического познания себя и другого человека;

Ø   формирование информационной основы принятия решения о выборе дальнейшего профессионального пути, психологической готовности к деятельности, мотивация к профессиональной ориентации;

Ø   сформировать положительные отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

Ø   развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социальных - экономических условиях;

Ø   коррекция представлений о профессиональных перспективах и адекватных социальных установках и ориентациях, содействия выбору профессии.

 

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда и жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его в условиях рыночной экономики; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного курса профильного обучения

«Твоя профессиональная карьера»

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теория

практика

1.

Введение

1

1

 

 

2.

Личность и профессия

10

6

4

 

 

Правила выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо»)

3

2

1

 

 

Склонности и интересы в профессиональном выборе

2

1

1

 

 

Возможности личности в профессиональной деятельности

2

1

1

Проектная работа

 

Социальные проблемы труда

2

1

1

 

 

Профконсультационные услуги

1

1

 

 

3.

Путь к самопознанию. Образ «Я»

15

7

8

 

 

Внутренний мир человека и возможности его познания

6

3

3

 

 

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде

9

4

5

 

4.

Профессиональная карьера в системе рыночных отношений

5

3

2

 

 

Человек среди людей

2

1

1

 

 

Рынок труда и его требования к профессионалу

3

2

1

Проектная работа

5.

Моя профессиональная карьера

3

1

2

 

 

Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии

1

 

1

Проектная работа

 

Моя профессиональная карьера

2

1

1

 

 

Итого:

34

18

16

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч.)

Лекция. Цели и содержание курса. Специфика занятий.

Раздел1. Личность и профессия (10ч.)

Тема 1. Правила выбора профессии («хочу»-«могу»-«надо») (3 часа)

Лекция

«Хочу» - склонности, желания, интересы.

«Могу» - физиологические и психологические ресурсы личности.

«Надо» - потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Диагностические методики: Опросник «Ориентация»

 

Тема 2. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») (2 часа)

Беседа. Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы: познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения.

Диагностическая процедура: Опросник «Мотивы выбора профессии».

Развивающие процедуры: Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

 

Тема 3. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») (2 часа)

Беседа. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.

Диагностические процедуры: Методика самооценки и индивидуальных возможностей. Учет состояния здоровья при выборе профессий.

Практическая (проектная) работы – знакомство с описанием профессий. Профессиограммы.

 

Тема 4. Социальные проблемы труда («надо») (2 часа)

Лекция. Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Цель труда и его результат. Характер труда. Культура труда. Процесс и условия труда. Предметы и средства труда.

Диагностические процедуры. Активизирующий опросник «Будь готов!»

 

Тема 5. Профконсультационные услуги (1 час)

Лекция. Виды профконсультаций. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

Раздел 2. Путь к самопознанию. Образ «Я» (15 часов)

Тема 1. Внутренний мир человека и возможности его познания (6 часов)

Беседа. Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Характерологические особенности личности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности. Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Работоспособность.

Диагностические процедуры. Анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенка, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля» и др.. Самонаблюдение за динамикой настроения. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темпераментов.

Практическая (проектная) работа – конкурс «Угадай профессию».

 

Тема 2. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде (9 часов)

Беседа. Память и её основные процессы. Способность к запоминанию. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Мышление. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.

Диагностические процедуры: «Оперативная память», «Образная память», «Перепутанные линии», «Сложение фигур», «Сложные ассоциации», «Текст с противоречиями», «Пиктограмма», «Включение фигуры» и др. развивающие процедуры. «Магическая фигура», «Муха», «Хромая обезьяна», «Невозможные ситуации», «Способы использования предмета», «Перевоплощение», «На что это похоже» и др.

 

Раздел 3. Профессиональная карьера в системе рыночных отношений (5 часов)

Тема 1. Человек среди людей (2 часа)

Беседа. Личность и межличностные отношения в коллективе. Совместная деятельность в трудовом коллективе.

Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия», развивающие процедуры: упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (умение вести диалог, убеждать, выступать и др.)

 

Тема 2. Рынок труда и его требования к профессионалу (3 часа)

Беседа. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Трудоустройство.

Практическая (проектная) работа. Чтение и обсуждение газетных статей о приеме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наем работника». Составление собственного резюме.

 

Раздел 4. Моя профессиональная карьера (3 часа)

Тема 1. Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии (1 час)

Беседа. Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.

Практические (проектные) работы. Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей.

 

Тема 2. Моя профессиональная карьера. (2 часа)

Беседа. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средства реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда», «Профконсультация». Анализ профессионального личного плана.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Структурная модель последовательности занятий.

При обучении элективного курса «Твоя профессиональная карьера» используется в основном линейное построение занятий, занятия построены в единой последовательности.

Формы и методы обучения.

Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности учащегося. Основными формами проведения занятий являются: лекции, беседы, практические занятия, диагностические процедуры. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. Поэтому практический материал курса рассчитан не просто на закрепление уже слышанного в лекционном курсе, но и на превентивную поддержку этого курса (за счет активации мышления, самостоятельных проб и ошибок). В связи с этим практические занятия должны готовить учащихся к восприятию теоретического материала, стимулировать у них самостоятельные творческие поиски ответов на возникающие вопросы, побуждать генерировать и проверять разнообразные предположения.

Позиция педагога.

Позиция педагога проводящего занятие должна быть вариативной на протяжении всех занятий. При проведении лекции, беседы учитель должен выступать «информатором» и «экспертом», при проведении практических занятий: «организатором» (на начало занятий), «консультантом» (в течении занятий), «аналитиком» или «экспертом» (при проверке задания), при проведении беседы – «равноправным участником».

Средства обучения.

Оборудование: видеотехника, магнитофон, компьютер.

Материалы: диагностические опросники, тесты, анкеты, компьютерные программы, информационные материалы, видеоматериалы.

Технология обучения.

При изучении элективного курса используются элементы различных видов технологий обучения: продуктивные, проблемные, проектное. В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

 

Контроль результативности изучения учащимися программ

Формы контроля.

Контроль за освоением учебной программы проводиться в разных формах: зачет, беседа, тестирование, выполнение практического задания, проекта.

Образовательные продукты.

Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, соотносят функции профессиональной деятельности. Корректируют собственные профессиональные перспективы.

Система оценивания.

Система оценивания разработана в соответствии с рекомендациями Управления общего и дошкольного образования Администрация г. Норильска.

Курс оценивается, если ученик:

·        посетил не менее 65% занятий по данному элективному курсу;

·        выполнил проектную работу.

Оценивание освоения изучаемого материала осуществляет по трем уровням: базовый, прикладной, творческий. Результат обучения оформляется записью в зачетном листе учащегося.

Результат оценивается в баллах:

-   1-базовый (учащийся получает знания, но не в полной мере реализует свои знания при выборе будущей профессии)

-   2-прикладной (учащийся знает свои индивидуальные психологического качества, но нуждается в помощи и поддержке при выборе будущей профессии)

-   3-творческий (знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями предъявленными к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений. Развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.)

Критерии оценивания достижения доводятся до сведения школьников на первом занятии.

Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

 

 

Список литературы

 

Учебники:

1.  Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл./  Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. –М.: Просвещение. 2000

2.  Ты и твоя профессия. М.Бендюков, И.Соломин – С.Петербург. 2000

                                    

Методическая литература:

3.  Бендюков И.М./Твоя профессиональная карьера. – М.2000.

4.  Бондарев В./Выбор профессии. – М.-1989

5.  Воробьёв А.М./Тренинг интеллекта – М.-1989

6.  Выбираем профессий: 100 вопросов и 100 ответов М.-1990

7.  Климов Е.А./Введение в психологию труда М.-1988

8.  Климов Е.А./Как выбирать профессию? М.-1990

9.  Коломенский Я.Л./Беседы о тайнах психики. Минск.-1990

10.                Коломенский  Я.Л./Человек психология М.-1986.

11.                Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для Учителя/С.Н.Чистяковой, И.А.Умовская, Т.И.Шалавиной, А.И.Цуканов; Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-2-е изд.-М: Просвещение 1996.-189 с..

12.                    Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Мин, образование РФ. –М.:Дрофа.-2000.

13.                 Павлютенко Е.М./Кем быть?.Киев.-1989. 16. Переход к рынку: концепция и программа.- М.-1990.

14.                 Прищицкая Е.Н./Выбирайте профессию. –М.-1990.

15.                 Технология 5-11 классы/программно-методические материалы. -М.:.Дрофа. 2000.

16.                 Чистякова С.Н., Захаров Н.Н./Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. –М.-1987.

Дополнительная литература:

17.                 Дидактический материал к курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн, для учителей /С.Н.Чистякова, И.А.Умовская.-2-е изд.-М.: Просвещение. 1996.

18.                 Методические материалы образовательной программы «Профессиональная ориентация молодёжи на рынке труда», блок 3. М.Бендюков, И.Соломин – С.Петербург

19.                 Лучшие психологические тесты/ Пер. с англ. Е.А. Дружининой. – Харьков

20.                 Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Минск.: изд-во «Баленок и К».

 Календарно-тематическое планирование

ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса

Дата урока

Тема урока

Примечание

 

1

Цели и содержание курса. Специфика занятий.

 

 

2

Правила выбора профессии («хочу», «могу»).

 

 

3

«надо» - потребности рынка труда. Ошибки при выборе профессии.

 

 

4

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

 

 

5

Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность.

 

 

6

Социальные проблемы труда.

 

 

7

Виды профконсультационной услуги.

 

 

8

Ограничения при выборе профессии.

 

 

9

Ведущие отношения личности. Роль воли в процессе принятия решений.

 

 

10

Память и её основные процессы.

 

 

11

Внимание, наблюдательность, их развитие.

 

 

12

Способность оперировать пространственными представлениями.

 

 

13

Мышление. Стили кодирования информации.

 

 

14

Человек среди людей.

 

 

15

Совместная деятельность в трудовом коллективе.

 

 

16

Рынок труда и его требования к профессионализму.

 

 

17

Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии.

 

 

18

Моя профессиональная карьера.

 

 

Календарно-тематическое планирование

предпрофильной подготовки «Информационная работа»  для 9 класса

Дата урока

Тема урока

Примечание

 

1

Диагностическая методика: опросник «Ориентация».

 

 

2

Диагностическая процедура «Мотивы выбора профессии».

 

 

3

Методика самооценки и индивидуальных возможностей. Знакомство с описанием профессии.

 

 

4

Активизирующий опросник «Будь готов».

 

 

5

Анкета здоровья,    -тест, опросник Айзенка.

 

 

6

Ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство – тревога», «Какая у меня воля».

 

 

7

Практическая работа – конкурс «Угадай профессию».

 

 

8

Экскурсия в артель «Ниман».

 

 

9

Д.П. «Оперативная память», «образная память», «перепутанные линии».

 

 

10

«Сложные фигуры», «сложные ассоциации», «текст с противоречиями», «пиктограмма».

 

 

11

Д.П. «Магическая фигура», «Хромая обезьяна», «невозможные ситуации».

 

 

12

Развивающие процедуры. «Способы использования предмета», «перевоплощение» и др.

 

 

13

Экскурсия в больницу, СДК, магазины.

 

 

14

Д.П. «Потребность в общении», «диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

 

 

15

П.Р.Чтение и обсуждение газетных статей о приеме на работу, составление резюме.

 

 

16

Деловые игры «Рынок труда, или наем работника». «Биржа труда», «Профконсультация».

Анализ профессионального личного плана.