Вы здесь: Home Ресурсный центр. Uncategorised Программа элективного курса «Удивительная классика» по английскому языку для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Удивительная классика» по английскому языку для 9 класса разработана на основе элективного курса Е.Н. Левиной «Художественная литература Британии»; М. «Глобус», 2005г
Актуальность введения предмета
Сегодняшние школьники знают, что без владения английским языком выбор их будущей профессии может оказаться значительно суженным, поскольку практически невозможно найти область деятельности, в той или иной мере не связанную со знанием этого языка.
Реализация идеи как предпрофильного, так и профильного образования способствует не только расширению возможностей углубленного языкового образования, но и развитию творческо-личностного потенциала учащихся.
Предлагаемый школьный курс английского языка относится к числу курсов, обязательных для посещения учащимися по выбору и рассчитан на три года обучения (9, 10,11 классах -1 час в неделю).
Курс «Удивительная классика» призван через знакомство с лучшими образцами англоязычной поэзии и прозы, способствовать всестороннему целостному развитию личности учащегося, повышению его культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков.
Чтение художественной литературы окажет существенное влияние на интеллектуальное развитие обучающихся, на духовное и эстетическое обогащение личности, на умение критически ориентироваться в художественном материале, поможет развить художественный вкус.
От существующей программы элективного курса «Художественная литература Британии», опубликованной в «Сборнике программ курсов по выбору и элективных курсов по английскому языку»; М. «Глобус», 2007 (стр.19), данная программа отличается тем, что не ставит своей целью знакомство учащихся с основными направлениями, видами и жанрами художественной литературы.
Основной целью элективного курса является: научить учащихся ориентироваться в мировой литературе и воспринимать произведения англоязычной литературы как уникальную часть мировой культуры.
Образовательная ценность курса заключается:
- в приобщении обучающихся к общечеловеческим ценностям через знакомство с произведениями великих английских и американских писателей;
- в осознании безграничности смыслового потенциала художественного текста;
- в осознании того, что даже самый замечательный перевод не может в полной мере заменить оригинальный текст произведения.
Элективный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие лингвистической компетенции (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения);
- развитие социокультурной компетенции, (расширение знаний культурных особенностей носителей языка, их традиций, норм поведения, этикета и умения понимать и адекватно использовать их в процессе общения);
- развитие социолингвистической компетенции, (умения выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения);
- развитие дискурсивной компетенции, (умения строить целостные и логичные высказывания в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов);
- воспитание чувства гармонии и сопричастности к мировой литературе.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- расширить нравственный кругозор обучающихся;
- познакомить обучающихся с произведениями талантливых мастеров художественного слова;
- расширить филологический кругозор обучающихся;
- в области говорения: обучать аргументировано выражать свое мнение о поведении главных героев, о прочитанном;
- в области письма: совершенствовать навыки составления плана и написания эссе, описания впечатлений о прочитанном тексте;
- в области аудирования: совершенствовать умения слушать аутентичные художественные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации, с детальным пониманием;
- в области чтения: совершенствовать умение читать аутентичные художественные адаптированные и оригинальные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием, развивать начальные навыки литературного перевода.
В результате прохождения курса обучающиеся
- узнают основные факты биографий и творчества писателей Великобритании и США; значительно расширят лексический запас;
-научатся: давать характеристику литературным персонажам; отделять основную информацию от второстепенной; обобщать описываемые факты; превращать тексты рассказов в тексты пьес; аргументировать мысли и суждения; передавать при переводе точный смысл предложения или текста; выносить развернутое оценочное суждение об образах литературных героев с привлечением фактологической информации.
Структура курса, организация обучения и контроля.
Курс рассчитан на 102 учебных часа (по 34 часа в каждом учебном году при одном часе занятий в неделю) и состоит из двух блоков.
1 блок (9 класс) - предпрофильный состоит из следующих тематических разделов:
1. Специфика формирования английского языка.
2. Британия в средние века.
3. Литература эпохи Возрождения.
4. Литература эпохи Просвещения.
Каждый раздел предваряется исторической справкой, которая дает учащимся представление о данном периоде: смене монархий и династий, господствующих сословий, развитии философии, искусства, архитектуры и жизни народа в целом.
Первый блок построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких как история Великобритании и мира в целом; литература и иностранный язык.
Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют требованиям к владению АЯ в системе уровневых стандартов Совета Европы-В1- intermediate.
Являясь предпрофильным, в рамках данного блока решаются следующие задачи:
- расширяется нравственный и филологический кругозор обучающихся;
-обучающиеся изучают теоретический материал о наиболее известных английских писателях и поэтах до конца 18 века;
- овладевают навыками работы с аутентичными текстами различных стилей, в том числе с адаптированными и оригинальными текстами стихов У. Шекспира и Р. Бернса;
- осваивают навыки составления плана и написания эссе;
- значительно расширяют лексический запас.
2 блок (10-11 классы) состоит из следующих тематических разделов:
1. Литература 19 века.
2. Литература 20 века.
3. Современные писатели и их произведения.
Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют уровню В2-upper intermediate.
Второй блок, так же как и первый, посвящен знаменитым писателям и содержит биографические данные и описание творчества. Но биография писателей не самоцель - фактов о жизни и творчестве недостаточно для понимания произведений и развития литературного вкуса, поэтому основная задача второго блока - чтение оригинальных литературных произведений и работа с видеоматериалами снятыми по этим произведениям.
В данном блоке, кроме формирования механизма работы с аутентичными текстами различных стилей, говорения и письма развиваются навыки:
1. Аудирования - за счет выполнения таких заданий как :
o прослушивание текста с одновременным проговариванием его за диктором;
o прослушивание текста и воспроизведение его содержания по памяти, без каких-либо опор;
o передача смысла прослушанного с помощью ключевых фраз с последующим воспроизведением первоначального текста.
2. лексический запас расширяется не только за счет заучивания новых слов и выражений, но и за счет:
o толкования слов;
o проведения синонимических замен;
o передачи информации другими словами;
o группировки слов, словосочетаний и разговорных клеше по темам.
Таким образом, помимо воспитательной и развивающей задач данный блок имеет большое практическое значение. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт на уроках литературы и английского языка, а так же при подготовке к олимпиадам и к экзамену.
Основная форма обучения - урочная и самостоятельная работа обучающихся.
Урочная форма обучения проводится в виде занятий в кабинете английского языка с использованием магнитофона или в кинозале с использованием видеомагнитофона и интерактивной доски для мультимедийных наглядных пособий и презентаций. Самостоятельная работа осуществляется главным образом дома.
Каждая глава программы состоит из 3 образовательных блоков: теория, практика, творческое задание.
Одной из форм проведения теоретических занятий может быть лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучающихся в роли лекторов по заранее подготовленным темам. Задания, предлагаемые в ходе лекции помогают:
o практиковать умение выделять главное,
o вести конспект лекции,
o тренировать память.
В основе практической работы лежит выполнение литературного перевода, написание плана для пересказа, эссе, сочинения. Все это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.
Творческие задания включают в себя создание инсценировок, озвучивание отрывка фильма по произведению или дублирование отрывка на английский язык.
В содержание курса включены итоговые контрольные уроки, которые представляют собой тесты и викторины.
Формы контроля.
Для определения качества знаний и степени обученности по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля:
§вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
§выделение ключевых слов сообщения с последующим воспроизведением текста;
§перевод;
§микродоклады и сообщения;
§взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачетных заданий, викторин и их проведение в классе;
§тестовые задания на аудирование, чтение, лексико-грамматические трансформации;
написание сочинений, эссе.
Ожидаемые результаты обучения.
Изучение данного курса должно обеспечить развитие у обучающихся следующих умений и навыков:
- раскрытие содержания текста, высказывание суждения об образах литературных героев и т.д. в монологической форме;
- участие в обсуждениях и отстаивание своей точки зрения;
- анализ отрывков оригинальных художественных произведений;
- перевод отрывков оригинальных художественных произведений;
- письменное изложение мыслей по поводу литературного произведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трусова В.Р. «Английская литература»; Учебное пособие для школ с углубленным изучением английского языка; М. «Просвещение» 2004.
2. К. Васильев “Английская литература»; Санкт- Петербург «Авалон», 2002.
3. Шишкина Т.Н. «What is the English we read”; «Универсальная хрестоматия текстов на английском языке»; МГУ им. Ломоносова, Факультет иностранных языков, 2003.
4. «Literature Guide for Russia”; Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации; “Macmillan”, 2005.
5. David McDowall. “All illustrated history of Britain”; “Longman”, 2003.
6. Ethel Tiersky. “The USA”; “Longman”, 2006.
7. Diana L. Friend-Booth. “Project Work”, “Oxford”, 2006/
8. “Penguin Classics”
9. Geoffrey Chaucer “The Canterbury Tales”;
10. Charlotte Bronte “Jane Eyre”;
11. Oscar Wilde “The Picture of Dorian Gray”;
12. “Stories from Shakespeare”;
13. Charles Dickens “Great Expectations and others”; “Oliver Twist”;
14. Edgar Allan Poe. “Tales of Mystery and Imagination”.
15. Jerome K. Jerome. «Three Men in a Boat (to say nothing of the dog)”; “Short Stories”; М. «Радуга», 2004.
16. Arthur Conan Doyle “Stories”; М. «АйрисПресс», 2001
Содержание программы.
№ |
Темы занятий и подтемы |
Кол. |
Виды деятельности, формы и методы проведения. |
Формы контроля. |
|
9 класс |
|
|
|
I |
Специфика формирования английской культуры. 1. Краткая история английского языка. |
5 |
Лекции. Составление плана для пересказа. Перевод отрывка из «Легенд о короле Артуре». Анализ отрывка художественного произведения |
Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Выделение ключевых слов с последующим воспроизведением лекции. Монологическое высказывание по теме. |
II |
Британия в средние века. |
9 |
Лекция. Перевод отрывка из «Кентерберийских рассказов.» Анализ отрывка. Переделывание текста стихотворения в прозу. |
Пересказ исторической справки. Монологическое высказывание по теме. Анализ перевода. Анализ отрывка художественного произведения. Тестовые задания на аудирование |
III |
Литература эпохи Возрождения. |
11 |
Лекция. Техника чтения. Анализ сонетов. Аудирование. |
Монологические высказывание. Дискуссия по проблемам «Утопии». Обсуждение санетов. Написание эссе. Декламация отрывков из произведений. Защита проектов. |
IV |
Литература эпохи Просвещения. |
9 |
Лекции. |
Монологические высказывания. Пересказ главы из книги «Робинзон Крузо». Дублирование отрывков из фильма. Дискуссия «Положительный ли герой Робинзон?» Викторина по книге «Путешествие Гулливера». Викторины по творчеству Р. Бернса и А.Поупа. |
|
Итого: |
34 ч |
|
|
Календарно-тематическое планирование
9 класс
Дата проведения |
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечания |
|
|
I. Специфика формирования английской культуры. |
5 |
|
|
1 |
Краткая история английского языка. |
1 |
|
|
2 |
Чтение отрывка «Легенды о короле Артуре» . |
1 |
|
|
3 |
Чтение отрывка «Легенды о короле Артуре» . |
1 |
|
|
4 |
«Беовульф»-первый шедевр британской литературы. |
1 |
|
|
5 |
«Беовульф»-первый шедевр британской литературы. |
1 |
|
|
|
II.Британия в средние века. |
9 |
|
|
6 |
Особенности социального и культурного развития Британии в средние века. |
1 |
|
|
7 |
Влияние завоеваний на язык и культуру Британии. |
1 |
|
|
8 |
Жизнь простых людей. |
1 |
|
|
9 |
Рост и развитие городов. |
1 |
|
|
10 |
Литература и культура. |
1 |
|
|
11 |
Жизнь и творчество Дж. Чосера. |
1 |
|
|
12 |
«Кентерберийские рассказы»- первый шедевр современной английской литературы. |
1 |
|
|
13 |
«Кентерберийские рассказы»- первый шедевр современной английской литературы. |
1 |
|
|
14 |
Обобщающий урок по творчеству Дж.Чосера |
1 |
|
|
|
III.Эпоха Возрождения. |
11 |
|
|
15 |
Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм. |
1 |
|
|
16 |
Развитие искусства. Развитие книгопечатания. |
1 |
|
|
17 |
Научные и географические открытия. |
1 |
|
|
18 |
Англия эпохи Возрождения. Династия Тюдоров. |
1 |
|
|
19 |
Биография и литературное творчество Томаса Мора. «Утопия». |
1 |
|
|
20 |
Рассвет литературы в эпоху правления Елизаветы 1. |
1 |
|
|
21 |
В. Шекспир и его творчество. |
1 |
|
|
22 |
Биография поэта и характеристика периодов его творчества. |
1 |
|
|
23 |
Сонеты; общая характеристика. |
1 |
|
|
24 |
«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Генрих VIII». |
1 |
|
|
25 |
Вклад В. Шекспира в мировую культуру. |
1 |
|
|
|
IV.Эпоха Просвещения. |
9 |
|
|
26 |
Англия начала 18 века. Социально-историческая характеристика. |
1 |
|
|
27 |
Политическая система. Конец династии Стюартов. |
1 |
|
|
28 |
Жизнь среднего класса. Развитие литературы и искусства. |
1 |
|
|
29 |
Даниэль Дефо и его творчество. Памфлеты. |
1 |
|
|
30 |
«Робинзон Крузо»- первый приключенческий роман. |
1 |
|
|
31 |
Джонатан Свифт и его творчество (Биография, поэзия, памфлеты). «Путешествие Гулливера»- роман-сатира. |
1 |
|
|
32 |
Роберт Бернс и его творчество (стихи знакомые с детства, песнь о Хагисе). |
1 |
|
|
33 |
Александр Поуп и его творчество. |
1 |
|
|
34 |
Обобщающий урок по теме: Эпохи Возрождения и Просвещения. |
1 |
|