Главное меню

Форма входа

Программа элективного курса «Удивительная классика» по английскому языку для 9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Удивительная классика» по английскому языку для 9 класса разработана на основе элективного курса Е.Н. Левиной «Художественная литература Британии»; М. «Глобус», 2005г

Актуальность введения предмета
Сегодняшние школьники знают, что без владения английским языком выбор их будущей профессии может оказаться значительно суженным, поскольку практически невозможно найти область деятельности, в той или иной мере не связанную со знанием этого языка.
Реализация идеи как предпрофильного, так и профильного образования способствует не только расширению возможностей углубленного языкового образования, но и развитию творческо-личностного потенциала учащихся.
Предлагаемый школьный курс английского языка относится к числу курсов, обязательных для посещения учащимися по выбору и рассчитан на три года обучения (9, 10,11 классах -1 час в неделю).
Курс «Удивительная классика» призван через знакомство с лучшими образцами англоязычной поэзии и прозы, способствовать всестороннему целостному развитию личности учащегося, повышению его культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков.
Чтение художественной литературы окажет существенное влияние на интеллектуальное развитие обучающихся, на духовное и эстетическое обогащение личности, на умение критически ориентироваться в художественном материале, поможет развить художественный вкус.
От существующей программы элективного курса «Художественная литература Британии», опубликованной в «Сборнике программ курсов по выбору и элективных курсов по английскому языку»; М. «Глобус», 2007 (стр.19), данная программа отличается тем, что не ставит своей целью знакомство учащихся с основными направлениями, видами и жанрами художественной литературы.

Основной целью элективного курса является: научить учащихся ориентироваться в мировой литературе и воспринимать произведения англоязычной литературы как уникальную часть мировой культуры.
Образовательная ценность курса заключается:
- в приобщении обучающихся к общечеловеческим ценностям через знакомство с произведениями великих английских и американских писателей;
- в осознании безграничности смыслового потенциала художественного текста;
- в осознании того, что даже самый замечательный перевод не может в полной мере заменить оригинальный текст произведения.
Элективный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие лингвистической компетенции (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения);
- развитие социокультурной компетенции, (расширение знаний культурных особенностей носителей языка, их традиций, норм поведения, этикета и умения понимать и адекватно использовать их в процессе общения);
- развитие социолингвистической компетенции, (умения выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения);
- развитие дискурсивной компетенции, (умения строить целостные и логичные высказывания в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов);
- воспитание чувства гармонии и сопричастности к мировой литературе.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- расширить нравственный кругозор обучающихся;
- познакомить обучающихся с произведениями талантливых мастеров художественного слова;
- расширить филологический кругозор обучающихся;
- в области говорения: обучать аргументировано выражать свое мнение о поведении главных героев, о прочитанном;
- в области письма: совершенствовать навыки составления плана и написания эссе, описания впечатлений о прочитанном тексте;
- в области аудирования: совершенствовать умения слушать аутентичные художественные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации, с детальным пониманием;
- в области чтения: совершенствовать умение читать аутентичные художественные адаптированные и оригинальные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием, развивать начальные навыки литературного перевода.
В результате прохождения курса обучающиеся
- узнают основные факты биографий и творчества писателей Великобритании и США; значительно расширят лексический запас;
-научатся: давать характеристику литературным персонажам; отделять основную информацию от второстепенной; обобщать описываемые факты; превращать тексты рассказов в тексты пьес; аргументировать мысли и суждения; передавать при переводе точный смысл предложения или текста; выносить развернутое оценочное суждение об образах литературных героев с привлечением фактологической информации.
Структура курса, организация обучения и контроля.
Курс рассчитан на 102 учебных часа (по 34 часа в каждом учебном году при одном часе занятий в неделю) и состоит из двух блоков.
1 блок (9 класс) - предпрофильный состоит из следующих тематических разделов:
1. Специфика формирования английского языка.
2. Британия в средние века.
3. Литература эпохи Возрождения.
4. Литература эпохи Просвещения.
Каждый раздел предваряется исторической справкой, которая дает учащимся представление о данном периоде: смене монархий и династий, господствующих сословий, развитии философии, искусства, архитектуры и жизни народа в целом.
Первый блок построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких как история Великобритании и мира в целом; литература и иностранный язык.
Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют требованиям к владению АЯ в системе уровневых стандартов Совета Европы-В1- intermediate.
Являясь предпрофильным, в рамках данного блока решаются следующие задачи:
- расширяется нравственный и филологический кругозор обучающихся;
-обучающиеся изучают теоретический материал о наиболее известных английских писателях и поэтах до конца 18 века;
- овладевают навыками работы с аутентичными текстами различных стилей, в том числе с адаптированными и оригинальными текстами стихов У. Шекспира и Р. Бернса;
- осваивают навыки составления плана и написания эссе;
- значительно расширяют лексический запас.
2 блок (10-11 классы) состоит из следующих тематических разделов:
1. Литература 19 века.
2. Литература 20 века.
3. Современные писатели и их произведения.
Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют уровню В2-upper intermediate.
Второй блок, так же как и первый, посвящен знаменитым писателям и содержит биографические данные и описание творчества. Но биография писателей не самоцель - фактов о жизни и творчестве недостаточно для понимания произведений и развития литературного вкуса, поэтому основная задача второго блока - чтение оригинальных литературных произведений и работа с видеоматериалами снятыми по этим произведениям.
В данном блоке, кроме формирования механизма работы с аутентичными текстами различных стилей, говорения и письма развиваются навыки:

1.    Аудирования - за счет выполнения таких заданий как :

o   прослушивание текста с одновременным проговариванием его за диктором;

o   прослушивание текста и воспроизведение его содержания по памяти, без каких-либо опор;

o   передача смысла прослушанного с помощью ключевых фраз с последующим воспроизведением первоначального текста.

2.    лексический запас расширяется не только за счет заучивания новых слов и выражений, но и за счет:

o   толкования слов;

o   проведения синонимических замен;

o   передачи информации другими словами;

o   группировки слов, словосочетаний и разговорных клеше по темам.
Таким образом, помимо воспитательной и развивающей задач данный блок имеет большое практическое значение. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт на уроках литературы и английского языка, а так же при подготовке к олимпиадам и к экзамену.
Основная форма обучения - урочная и самостоятельная работа обучающихся.
Урочная форма обучения проводится в виде занятий в кабинете английского языка с использованием магнитофона или в кинозале с использованием видеомагнитофона и интерактивной доски для мультимедийных наглядных пособий и презентаций. Самостоятельная работа осуществляется главным образом дома.
Каждая глава программы состоит из 3 образовательных блоков: теория, практика, творческое задание.
Одной из форм проведения теоретических занятий может быть лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучающихся в роли лекторов по заранее подготовленным темам. Задания, предлагаемые в ходе лекции помогают:

o   практиковать умение выделять главное,

o   вести конспект лекции,

o   тренировать память.

В основе практической работы лежит выполнение литературного перевода, написание плана для пересказа, эссе, сочинения. Все это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.
Творческие задания включают в себя создание инсценировок, озвучивание отрывка фильма по произведению или дублирование отрывка на английский язык.
В содержание курса включены итоговые контрольные уроки, которые представляют собой тесты и викторины.

Формы контроля.
Для определения качества знаний и степени обученности по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля:

§вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

§выделение ключевых слов сообщения с последующим воспроизведением текста;

§перевод;

§микродоклады и сообщения;

§взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачетных заданий, викторин и их проведение в классе;

§тестовые задания на аудирование, чтение, лексико-грамматические трансформации;

написание сочинений, эссе.
 Ожидаемые результаты обучения.
Изучение данного курса должно обеспечить развитие у обучающихся следующих умений и навыков:
- раскрытие содержания текста, высказывание суждения об образах литературных героев и т.д. в монологической форме;
- участие в обсуждениях и отстаивание своей точки зрения;
- анализ отрывков оригинальных художественных произведений;
- перевод отрывков оригинальных художественных произведений;
- письменное изложение мыслей по поводу литературного произведения.

 ЛИТЕРАТУРА

1.                  Трусова В.Р. «Английская литература»; Учебное пособие для школ с углубленным изучением английского языка; М. «Просвещение» 2004.

2.                  К. Васильев “Английская литература»; Санкт- Петербург «Авалон», 2002.

3.                  Шишкина Т.Н. «What is the English we read”; «Универсальная хрестоматия текстов на английском языке»; МГУ им. Ломоносова, Факультет иностранных языков, 2003.

4.                  «Literature Guide for Russia”; Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации; “Macmillan”, 2005.

5.                  David McDowall. “All illustrated history of Britain”; “Longman”, 2003.

6.                  Ethel Tiersky. “The USA”; “Longman”, 2006.

7.                  Diana L. Friend-Booth. “Project Work”, “Oxford”, 2006/

8.                  “Penguin Classics”

9.                  Geoffrey Chaucer “The Canterbury Tales”;

10.              Charlotte Bronte “Jane Eyre”;

11.              Oscar Wilde “The Picture of Dorian Gray”;

12.              “Stories from Shakespeare”;

13.              Charles Dickens “Great Expectations and others”; “Oliver Twist”;

14.              Edgar Allan Poe. “Tales of Mystery and Imagination”.

15.              Jerome K. Jerome. «Three Men in a Boat (to say nothing of the dog)”; “Short Stories”; М. «Радуга», 2004.

16.              Arthur Conan Doyle “Stories”; М. «АйрисПресс», 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.


п/п

Темы занятий и подтемы

Кол.
часов

Виды деятельности, формы и методы проведения.

Формы контроля.

 

9 класс

 

 

 

I

Специфика формирования английской культуры.

1. Краткая история английского языка.
2.Легенды о короле Артуре.
3. «Беовульф»-первый шедевр британской литературы.

5

Лекции. Составление плана для пересказа. Перевод отрывка из «Легенд о короле Артуре». Анализ отрывка художественного произведения

Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Выделение ключевых слов с последующим воспроизведением лекции. Монологическое высказывание по теме.

II

Британия в средние века.
1.Особенности социального и культурного развития Британии в средние века.
2. Жизнь и творчество Дж. Чосера. «Кентерберийские рассказы.»

9

Лекция. Перевод отрывка из «Кентерберийских рассказов.» Анализ отрывка. Переделывание текста стихотворения в прозу.

Пересказ исторической справки. Монологическое высказывание по теме. Анализ перевода. Анализ отрывка художественного произведения. Тестовые задания на аудирование

III

Литература эпохи Возрождения.
1. Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения.
2. Англия эпохи возрождения.
3. Томас Мор и его «Утопия».
4. Шекспир и его творчество.

11

Лекция. Техника чтения. Анализ сонетов. Аудирование.

Видеоуроки.

Подготовка проекта по творчеству Шекспира.

Монологические высказывание. Дискуссия по проблемам «Утопии». Обсуждение санетов. Написание эссе. Декламация отрывков из произведений. Защита проектов.

IV


Литература эпохи Просвещения.
1. Социально-историческая характеристика эпохи Просвещения.
2.Даниэль Дефо и его творчество.
3. Джонатан Свифт и его творчество.
4. Роберт Бернс и его творчество.
5. Александр Поуп и его творчество.


9

Лекции.

Видеоурок по фильму «Робинзон Крузо». Подготовка к дублированию отрывков из фильма на русский язык. Подготовка к дискуссии по книге «Робинзон Крузо».
Подготовка к дискуссии по книге «Путешествие Гулливера».
Техника чтения, анализ стихов, перевод в стихотворной форме на русский язык стихов Р. Бернса. Лекция по творчеству А. Поупа.

Монологические высказывания. Пересказ главы из книги «Робинзон Крузо». Дублирование отрывков из фильма. Дискуссия «Положительный ли герой Робинзон?» Викторина по книге «Путешествие Гулливера». Викторины по творчеству Р. Бернса и А.Поупа.

Декламация стихов Р.Бернса.

 

Итого:

34 ч

 

 

Календарно-тематическое планирование

9 класс

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

 

 

I. Специфика формирования английской культуры.

5

 

 

1

Краткая история английского языка.

1

 

 

2

Чтение отрывка «Легенды о короле Артуре» .

1

 

 

3

Чтение отрывка «Легенды о короле Артуре» .

1

 

 

4

«Беовульф»-первый шедевр британской литературы.

1

 

 

5

«Беовульф»-первый шедевр британской литературы.

1

 

 

 

II.Британия в средние века.

9

 

 

6

Особенности социального и культурного развития Британии в средние века.

1

 

 

7

Влияние завоеваний на язык и культуру Британии.

1

 

 

8

Жизнь простых людей.

1

 

 

9

Рост и развитие городов.

1

 

 

10

Литература и культура.

1

 

 

11

Жизнь и творчество Дж. Чосера.

1

 

 

12

«Кентерберийские рассказы»- первый шедевр современной английской литературы.

1

 

 

13

«Кентерберийские рассказы»- первый шедевр современной английской литературы.

1

 

 

14

Обобщающий урок по творчеству Дж.Чосера

1

 

 

 

III.Эпоха Возрождения.

11

 

 

15

Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм.

1

 

 

16

Развитие искусства. Развитие книгопечатания.

1

 

 

17

Научные и географические открытия.

1

 

 

18

Англия эпохи Возрождения. Династия Тюдоров.

1

 

 

19

Биография и литературное творчество Томаса Мора. «Утопия».

1

 

 

20

Рассвет литературы в эпоху правления Елизаветы 1.

1

 

 

21

В. Шекспир и его творчество.

1

 

 

22

Биография поэта и характеристика периодов его творчества.

1

 

 

23

Сонеты; общая характеристика.

1

 

 

24

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Генрих VIII».

1

 

 

25

Вклад В. Шекспира в мировую культуру.

1

 

 

 

IV.Эпоха Просвещения.

9

 

 

26

Англия начала 18 века. Социально-историческая характеристика.

1

 

 

27

Политическая система. Конец династии Стюартов.

1

 

 

28

Жизнь среднего класса. Развитие литературы и искусства.

1

 

 

29

Даниэль Дефо и его творчество. Памфлеты.

1

 

 

30

«Робинзон Крузо»- первый приключенческий роман.

1

 

 

31

Джонатан Свифт и его творчество (Биография, поэзия, памфлеты). «Путешествие Гулливера»- роман-сатира.

1

 

 

32

Роберт Бернс и его творчество (стихи знакомые с детства, песнь о Хагисе).

1

 

 

33

Александр Поуп и его творчество.

1

 

 

34

Обобщающий урок по теме: Эпохи Возрождения и Просвещения.

1